Мир несется, ослепляя информационными вспышками, время ускоряется, дел становится все больше. В этих условиях очень сложно сконцентрироваться, поэтому для тех, кто не желает терять в качестве, а хочет справляться с делами быстро и продуктивно, «ТвоеКино» подготовило статью-сюрприз.
«ТвоеКино» нередко работает со специалистами удаленно, мы знаем проблемы «свободного графика», семейных требований, дружеских «ну ты же фрилансер» и соблазна отложить дело на завтра. Подробнее об этом здесь.
На этот раз мы решили посвятить целую статью тому, как сосредоточиться на деле и повысить собственную работоспособность, а главное — не проспать дедлайн. Итак, поехали!
1. Старые-добрые списки
В Германии детям дарят на праздники не игрушки, а планеры и органайзеры, поэтому нация славится своей педантичностью во всем, стабильной хорошей экономикой и качеством работы и продукции.
Если вам надоели списки на день/неделю/месяц/год, тогда советуем прочитать книгу «Съесть слона по кусочкам» Б.Клеммера, который советует делить «слонов» (большие цели) на «бифштексы» (посильные задачи), а каждое утро съедать по «лягушке» — небольшому делу, которое делать не хочется, но необходимо. Впрочем, секретов тайм-менеджмента сейчас можно найти множество и на любой вкус.
Не забывайте также использовать визуальные подсказки: стикеры, блокнот-напоминалку на экране компьютера сбоку, напоминания в телефоне, листы бумаги с полными списками, разложенные в частопосещаемых местах дома.
2. Мини-тайм-менеджмент
Чтобы сосредоточиться на деле, нужно правильно чередовать работу-отдых. Есть несколько способов деления времени, попробуйте такие пропорции: 25 минут работы на 5 отдыха; 45 на 15; 1 час на 10 минут. За время рабочей активности организм должен пройти такие этапы: разогнаться, продуктивно работать, слегка утомиться и научиться бороться с легкой усталостью.
3. Смена деятельности
Говорят, лучший отдых — смена деятельности, но это не значит, что если вы писали один текст, сейчас самое время взяться за другой. Берите выше: вы бегали? Ложитесь. Вы долго сидели на месте? Прогуляйтесь.
4. Дело-двигатель
Мы разобрались, что делать в процессе, но если прокрастинация затянула в свое болото? Самый действенный способ бороться с ней, по мнению «ТвоеКино», — начать. Через «не могу».
Пока мы думаем/нервничаем/эмоционируем — ничего не происходит. Пробудить концентрацию может только дело.
5. Сила бумаги
Не можете сосредоточиться на деле? Делайте заметки от руки. Вы ходите начертить/смонтировать/спланировать/напечатать — не важно, пишите от руки первые 10 минут. Ваша кисть связана с мозгом, и если он сконцентрируется не на деле, то хотя бы на выведении букв. Не помогают слова — выводите каракули, это тяжелая артиллерия, которая точно сработает.
6. Сила тела
Сила звука — проговаривайте, что хотите сделать или написать, звуки активируют ваш слуховой аппарат, подчиняя делу.
Сила духа — шутка. Дыхания. Глубоко вдохните 7 раз, это и насыщение кислородом, и успокоение ума, и сосредоточение на одном действии.
Сила ног — метод прогулок перед работой опробован тысячами писателей, музыкантов, режиссеров (почитайте их дневники). Еще один способ использовать силу ног: работать стоя. Это помогает сконцентрироваться, ведь чем меньшая площадь тела соприкасается с плоскостью, тем более мышцы в тонусе.
Сила аромата — афродизиаки давно проверены, осталось только найти свой «афродизиак» для работы. Кого-то бодрит цитрус или хвоя, кого-то лаванда.
Физкультминутка — даже в офисах проводят подобные флешмобы для заседевшихся.
7. Устранение помех
Кабинет/отдельное рабочее место, отключенный интернет, тишина… Однако если музыка вас бодрит — не исключайте ее из рабочего процесса. Освещение — еще один важный пункт, оно должно держать в тонусе, но не раздражать или перенапрягать, а также не расслаблять.
8. Активация левого полушария
5 минут игры, кроссвордов, ребусов, шашек перед работой — и ваша логика готова к использованию. А именно она отвечает за концентрацию.
9. Делайте, что любите
И не делайте того, что не любите. Если вы уже читали книгу М.Лабковского «Хочу и буду», то знаете, что это — две первые заповеди счастливой жизни из шести, разработанных и проверенных этим известным психологом.
На нелюбимом деле концентрироваться не только сложно, но и вредно для здоровья.
10. Личное-безличное
Еще одна психологическая «штучка». На сосредоточение влияет ваше личностное отношение. И здесь есть не только люблю/не любою.
Важно понять, как вам проще работать: по форме работа=я или работа≠я. Первая заключается в соединении производимого продукта с исполнителем, где работа отражает человека, вы психологически соединяете себя с тем, за что вам платят. Плюсы: вы-лицо своей работы, поэтому берете на себя ответственность за нее, как за ребенка, пробуждая определенные рецепторы мозга. Минусы: можно заработать невроз.
Вторая — в разделении, когда вы говорите себе: «Да, я это произвожу, но продукт — это уже не я, а новое образование, которое живет собственной жизнью». Плюсы: вы более свободны психологически и можете рассматривать свою работу объективно. Минусы: можно перегнуть палку и отдалиться до безразличия.
Работа — важная часть жизни, но чтобы быть максимально продуктивным, нужно не забывать и о других ее сторонах! Помните о правилах концентрации (списки, мини-тайм-менеджмент, смена деятельности, принцип «начать», активация мозга с помощью письма и органов чувств, организация рабочего пространства, пробуждение логики, любовь к делу и личностное отношение) и не забывайте о том, что жизнь прекрасна!