Немного закулисья от «ТвоеКино». Кто заводит механизм работы на съемочной площадке и подкручивает винтики, если они разболтались? Всеведущий второй режиссер.
Кто этот загадочный человек, имени которого (в большом кино) часто не знают даже заядлые киноманы? Чем он занимается, и вообще, зачем нужен? Если объяснять самыми общими словами: территория режиссера — драматургическая часть картины, территория его ассистента, или второго режиссера, — съемочный процесс. Чтобы поближе познакомиться с его деятельностью, «ТвоеКино» предлагает окунуться в «киношные» дела и разобрать их по косточкам.
Должностные обязанности: что, где, когда
Как только сценарий утвержден, он отправляется ко второму режиссеру, чтобы из литературного превратиться в режиссерский, а из текста — в таблицу, где к каждой сцене подобраны локации, актеры, реквизит, техническое оснащение, запрошены все необходимые специалисты.
Таблица служит основанием плана съемок, ведь фильм (особенно художественный) невозможно снять в хронологическом порядке, съемочный процесс здесь зависит от максимального удобства и эффективности. И это снова задача второго режиссера: составить расписание для конкретных локаций с точными указаниями для каждого участника съемок, от «хлопушки» до главного героя.
Здесь вырисовываются задачи уровня «маг»: совместить удобство расписания для всех участников, отснять нужное количество страниц сценария в день, учесть время суток, рассчитать время съемок…
Подводные камни: палочка-выручалочка
Если вы не знаете, что превращение сценария в съемку — это как запуск ракеты, то у нас для вас новости. Здесь все должно быть в предельной готовности, а кто обязан ее организовать, вы наверняка догадались. Итак, топ дополнительных обязанностей второго режиссера.
«Я тучи разведу руками»
Таблицы с четким распределением обязанностей для каждого члена съемочной группы составлены, локации подготовлены, реквизит рассортирован, операторы, технические работники, режиссеры, гримеры, специалисты по безопасности, каскадеры и проч. и проч. вписали время и дату съемок в чистый лист органайзера. И вдруг выясняется, что страничка органайзера актера, запланированного на конкретный день, уже исписана: он занят в другом проекте именно в этот момент. Звезды не сошлись, а разрешать ситуацию приходится второму режиссеру.
Но этот человек всегда знает, ответ на любой вопрос, у него есть секретные кнопочки и рычаги, которые позволяют повернуть ситуацию в плюс. Нестандартное мышление — это второе имя второго режиссера. Он, например, знает, каким образом обычно падают солнечные лучи, и понимает, какой специалист и реквизит необходимы, чтобы, к примеру, технически создать иллюзию ясного дня, когда небо затянуло тучами.
В общем, решать проблемы примерно такого рода — серые будни ассистента режиссера.
Режим: «Все включено»
То есть включены все человеческие функции до предела. У одного человека, ну, вы поняли. Потому что съемочный процесс начат. Казалось бы, можно выдохнуть и следовать сценарию, но это большая иллюзия: начинается самое сложное.
В заданное время съемочная группа должна выдавать определенное количество кадров, то есть реализованного сценария. Второй режиссер здесь словно дирижер, но даже лучше.
Съемки начинаются с переклички, и не только людей, но и предметов (- пять надувных фламинго? — есть; — тринадцать воздушных шаров? — последний надуваем), процессов (- Маша с Вероникой закончила? — да, все синяки на месте (и это о гриме)), оснащения (- фоновый свет готов? а рисующий? — готов) и проч. и проч.
Кстати, другая сторона медали: на площадке должно быть все необходимое, в то же время, должно отсутствовать все ненужное (- летающий мусорный пакет входит в сценарий? — нет. — ловим!).
Перекличка завершена, площадка готова, а значит: «Камера, мотор!» — но только не время расслабляться и наслаждаться игрой актеров.
«Везде, где есть жизнь, есть и опасность»
Съемочный процесс — это концентрированная жизнь, а значит, и концентрированная опасность. Список телефонов ближайших больниц, огнетушитель в доступном месте, аптечка под рукой, глаза — настороже, — опять же задача сами-знаете-кого.
Конечно, в команде обязательно есть отдельный человек, ответственный за безопасность, однако это не снимает данной задачи со второго режиссера. Потому что он должен разрешить все потенциально опасные ситуации еще до их возникновения.
Быть важным — приятно, но быть приятным — важнее
При всей напряженности и многозадачности профессии, второй режиссер должен быть идеальным коммуникатором.
Он — связующее звено для всех членов съемочной группы. Он — главный мотиватор команды. Он — палочка-выручалочка во всех неожиданных ситуациях.
Проверить готовность, контролировать процесс, отслеживать результат, при этом оставаясь адекватным собеседником, уравновешенным руководителем и хорошим человеком — задача для супермена. Но вторые режиссеры, обычно справляются, а если нет — страдает не только команда, но и фильм.
На десерт
Наверное, все вышесказанное создает впечатление, что второй режиссер, соглашаясь на эту должность, подписывает добровольное согласие на персональный мини-ад. Это не так. Он получает не только стрессы, обязанности и зарплату.
Он получает нечто большее — незабываемые минуты, когда самая сложная сцена идет, как по маслу, доверие каждого профессионала и всей команды в целом, идеальный фильм, снятый с первого дубля.