В жизни мы запросто можем обмениваться репликами за чашкой чая, не задумываясь над их формой и содержанием. В кино слова не бывают случайными, а диалог – настоящее искусство со своими правилами. Раскрываем девять принципов, о которых всегда нужно помнить, создавая диалог для фильма.
Диалог создает сюжет
Диалог в кино – это не просто общение, это развитие сюжета и конфликта. Через разговор новую информацию может узнать и герой фильма, и зритель. Пустая болтовня без смысла всегда утомляет.
Диалог создает характер
Дайте герою пару раз грубо выругаться или нежно признаться в любви, и зритель сразу поймет, кто перед ним. Дикция, тембр, мелодика и грамотность речи, порой, скажут о герое больше, чем его внешний вид.
Диалог работает с картинкой
Кино — сущность визуальная, поэтому в диалоге важен не только смысл, но и его внешняя подача. Текст и картинка могут дополнять, развивать друг друга и даже опровергать. Главное – какого эффекта хочет добиться автор.
Диалог — баланс между необходимостью и естественностью
Диалог может развивать сюжет, объяснять что-то зрителю, но при этом оставаться естественным. Если герой мелодрамы, разговаривая с любимой, начнет рассказывать, как хороша была жареная курочка в офисной столовой, это будет естественно, но будет ли необходимо? Скорее всего, нет.
Работа с подтекстом
Золотая формула диалога в кино: текст + контекст = подтекст. Резкая смена темы разговора, разговор как бы «не о том», намеки и метафоры – все это заставляет зрителя погружаться в диалог, размышлять и разгадывать.
Диалог – живое общение
Устная речь сильно отличается от письменной. Поэтому настоящий диалог, в который поверит зритель, это экономия речевых средств и простое построение предложений. Не бойтесь упрощать!
Коммуникативность
Диалог – это обмен информацией, а еще взаимные реакции собеседников, физические действия, мимика. Словом, чем естественнее поведение героев, тем выше шанс, что зритель проникнется.
Проговаривайте реплики вслух
Образ, символ, энергия – все это важно, но нельзя забывать о звучании слов. При создании диалога всегда нужно проговаривать его вслух. Каламбуры — не наш метод. Зритель не должен гадать, что сказал герой – снисходительное «Надо ж дать» или обреченное «Надо ждать»…
Нет главным ошибкам в диалогах кино
- Заболтанность и дежурный текст — оставьте для соседей по дому
- Обмен остротами и шутками — для компании друзей
- Гладкий литературный текст — для книги
- Диалог только с целью передачи информации, разговор «в лоб» — для инструкций и правил
- Потеря речевой характеристики героев — тоже не для кино
- Пустоту сцены и потерю развития сюжета — лучше вообще не пускать не только в кино, но и в свою жизнь