Режиссер — это самый главный человек на съёмочной площадке. Он руководит всем, что там происходит: руководит съёмочным процессом и контролирует работу съёмочной группы. А самое главное — придает фильму авторское звучание, собирая воедино все, что связано с производством фильма. Работа хорошего режиссера, как правило, не бросается в глаза, зато если режиссер плохой, то это заметно сразу: как правило, в таких фильмах нет эмоций, драмы, акцентов в конце концов, такое кино трудно назвать цельным и его не спасает даже хорошая игра актеров и операторская работа. В этой статье мы подробно расскажем, почему нельзя снимать фильм без режиссера.
Большое кино
Скорее всего, при слове «режиссер» в вашей голове всплывёт кто-то великий. Например, Стэнли Кубрик, Альфред Хичкок или Квентин Тарантино. Вы сразу вспомните их главные фишки, цветовую гамму фильмов или даже актеры, которые чаще всего снимаются у них в кино.
Авторский стиль в большом кино достигается благодаря невербальным сигналам. Первый такой сигнал — мизансцена, где режиссер выстраивает нужным образом предметы и людей в кадре, тем самым передавая смысл того, что происходит, невольно заставляя зрителя испытывать эмоции. У хорошего режиссера мизансцена никогда не бывает плоской — работая на монтаже и с операторами создается объем и пространство.
Второй такой сигнал — атмосфера. Сюда можно включить шумы, звуки, ракурсы, наряды героев, музыку, даже шрифт и размер титров. Это ещё один способ вызвать эмоцию у зрителя и без лишних слов дать понять, что происходит и что должен чувствовать человек, смотрящий фильм. То, что это исторический фильм, мы понимаем с первых минут благодаря в первую очередь реквизиту и костюмам. А может, режиссер решает сделать титры в, скажем, старославянском стиле. Для триллера, например, характерно большое количество тревожной музыки.
Третий сигнал — это темпо-ритм. Это то, как меняются кадры, с какой скоростью они это делают, а, соответственно, это полностью влияет на стиль повествования. Это в том числе режиссер контролирует при монтаже, то есть на одном из последних этапов создания фильма. Это в очередной раз доказывает то, что режиссер вездесущ и без него в кино не происходит буквально ничего. В голливудских блокбастерах темпо-ритм чаще ускоренный (допустим, это супергеройское кино или боевик). В арт-хаусе повествование чаще медленное, в фильме ужасов он, как правило, рваный.
Режиссура и коммерция
Разумеется, все эти приемы прекрасно работают и в коммерческой съёмке, поэтому для создания семейного фильма или рекламы режиссер необходим. Пожалуй, единственное отличие режиссера коммерческих продуктов в том, что он, как правило, умеет работать с заказчиком, деликатно предлагая свое видение и прислушиваясь к чужому.
К примеру, чтобы реклама сработала, она должна цеплять. Съёмка рекламы это точно такой же процесс создания фильма, но сложность в том, что основную мысль нужно уместить в 1-1,5 минуты. Режиссер подскажет, на каких словах и планах нужно точно сделать акцент, поможет с выбором актёров и раскадровкой. Это не то, чем можно пренебречь при создании рекламного ролика, а значит, лучше довериться профессионалу.
В работе над семейным фильмом также требуется организация процесса. В таком фильма задействовано большое количество людей. И нужно не только скоординировать их взаимодействие, но и при монтаже понять, в каком порядке будут рассказаны их истории. Какова будет драматургия фильма, какой будет его атмосфера. Так семейный фильм получится трогательным и запоминающимся.
Нечто среднее — это съёмка блогера, когда необходимо презентовать его деятельность, но также и не забывать, что за этой деятельностью стоит личность. К тому же, в случае с блогерами хорошо бы снимать и в статике, и в динамике, использовать при этом экшн-камеру, и чтобы продукт в итоге не получился негармоничным из-за разности планов и скоростей лучше возложить работу по созданию такого ролика на режиссера.