Зная несколько хитрых приемов, Вы сможете построить хороший кадр в городе буквально из ничего.
Время съемки
Старайтесь снимать в режимное время, то есть утром, пока солнце не достигло зенита, или за пару часов до заката. Часто кинематографисты ждут именно такого света. Тени становятся мягкими, появляются красивые блики. Небо в такие часы обычно выглядит насыщенно и интересно, поскольку солнечные лучи подсвечивают его неравномерно, появляется фактура. Это «правило», кроме художественного эффекта, появилось во многом из-за оптических свойств камеры. Даже самые современные модели не могут снять улицу в полдень, где есть теневая и солнечная сторона, «ровно». Один угол кадра — пересвечен, другой — провален в черноту. Пока еще наш глаз дает намного более совершенную картинку, чем техника. Поэтому старайтесь не назначать уличную съемку в промежуток с 11 — 13 часов.
Важно: режимный свет быстро уходит, доснять и переснять можно будет только на следующий день.
Как запомнить: Заучите «операторский» стишок: «Солнце низко? Хорошо. Высоко? Поспи еще».
Фон
Имея у себя в арсенале даже самый простенький объектив, переключите его в режим ручной фокусировки и максимально откройте диафрагму (значение F). В этом случае вы сможете получить размытый задний план, если сфокусируетесь на герое. В камере, у которой несъемная оптика, нужно выбрать режим «портрет», и умная электроника сама сделает все за вас. Такой прием «подскажет» зрителю, какой человек или предмет сейчас главный в кадре. Помните, что даже банальная гирлянда, неоновая вывеска кафе или цветущий куст сирени за спиной героя дадут интересный «киношный» эффект размазанных разноцветных кружков.
Важно: диафрагма измеряется в ступенях в обратном порядке. Например, f/1.4 — это открытая диафрагма, в объектив попадает больше света и кадр становится светлее. А f/22 — закрытая диафрагма, в объектив попадает меньше света и кадр будет темным. Открыли диафрагму, а кадр все равно темный? Измените значение выдержки (S или Tv в зависимости от производителя камеры). Сделайте пару тестовых кадров и вы поймете, какой вариант самый оптимальный.
Как запомнить: Свет на улице постоянно меняется из-за туч? Запомните «операторский» стишок: «Солнце нету, солнце есть — диафрагма пять и шесть (f/5.6)». Это значение, которое чаще всего подходит для съемки на улице.
Ракурс
Мы с интересом разглядываем ту фотографию или кадр, которые сняты с необычного угла: с крыши или, наоборот, с земли или даже с уровня пупка. Используйте этот прием и экспериментируйте с камерой. Именно так поступают опытные фоторепортеры, чтобы зацепить зрителя: ищут непривычный ракурс.
- Опуститесь на уровень земли: «спешащие» ноги, автомобильные шины или любопытная собака на поводке тоже могут рассказать историю и задать городской ритм всему вашему фильму.
- Верхняя точка съемки (оператор может встать на лестницу, лавочку или забраться на какой-нибудь спортивный снаряд на площадке) сразу ставит зрителя в позицию могущественного наблюдателя. Ведь сверху всегда видно лучше.
- Для портретной съемки лучше всего держать камеру на уровне глаз героя или чуть ниже. Тогда все привычные пропорции лица сохранятся.
Важно: следите за краями кадра, чтобы никакие лишние урны или рекламные вывески не испортили впечатления. Сосредотачиваясь на объекте в центре кадра, люди часто об этом забывают, о чем горько сожалеют на монтаже.
Как запомнить: «Сверху — зрелищно, снизу — непривычно, от уровня глаз — обычно».
Действия
Если вы решили снимать в городе, значит, город вам зачем-то нужен? Смело просите героя действовать в предлагаемых обстоятельствах и реагировать на происходящее вокруг. Пусть он не просто идет по улице, а живет в этом пространстве: переходит дорогу по пешеходному переходу, когда зажигается зеленый свет (помните обложку альбома The Beatles «Abbey Road»?), покупает букет цветов, вдыхает аромат горячего кофе в осенний день или лакомиться мороженым на остановке «как в детстве».
Важно: передать движение лучше всего помогает «свободная» камера, попробуйте пройтись рядом с героем или снять происходящее как будто от его лица.
Как запомнить: «Город — не декорация: всегда нужна реакция».
Маленькие, но очень важные хитрости
Город непредсказуем: пробки, перекрытия дорог, парад велосипедистов, испортившаяся погода наконец… Помните шутливый философский принцип — закон Мерфи? Если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдёт. Поэтому…
- Зайдите на пару минут на новостные сайты, что бы проверить, не ожидается ли в день съемки уличный фестиваль или репетиция военного парада. Продумайте маршрут заранее. Передвигаться на большие расстояния с техникой сложно, к тому же вы рискуете упустить хороший свет. На всякий случай придумайте «план Б».
- Уточните прогноз погоды. Если вы в плаще, а герои под зонтиками еще готовы продолжить съемку, то техника — вещь капризная. Разводы от капель на объективе редко украшают кадр. С другой стороны зачем отменять съемку, если у вас есть «план Б»? Вы же знаете красивую беседку или арку на своем маршруте.
- Ищите отражающие поверхности. Блики солнца от стоящих напротив домов, витрины ресторанов могут служить источником красивого света на лице Ваших героев.
- Не забывайте про атмосферные кадры. Мигающие светофоры, птицы на площади или отходящие от пристани пароходы — все это наполнит Ваш фильм деталями и разнообразит видеоряд.
- Возьмите запасные аккумуляторы и карты памяти. Они вам пригодятся. Проверено!
… и смело отправляйтесь на охоту за кадром! У вас все получится.