Редко режиссер может балансировать между ироничным изображением жизни и полным абсурдизмом в картине.
Одним из таких мастеров является Вуди Аллен, и его новая картина “Дождливый день в Нью Йорке” 2019 заслуживает особого внимания.
Во-первых, в этом фильме мы можем увидеть стиль полюбившейся всем “Нью-йоркской трилогии”, благодаря которой, в большинстве своем, Вуди Аллен получил признание. Во-вторых, данная картина является неким переосмыслением американской классической литературы. Здесь интересно переплетаются идеи со страниц книг Фицджеральда, а также меланхоличность и цинизм главного героя романа Сэлинджера “Над пропастью во ржи”.
Стоит отметить, что режиссер любит ссылаться на литературу в своих произведениях. Нередко философские концепции (“Иррациональный человек”), а то и сами исторические личности (“Полночь в Париже”) – становятся полноценными персонажами в картине.
Вот и здесь, главные герои, Эшли и Гэтсби, являются достаточно яркими и интересными образами.
Гэтсби объединил в себе два сильных и важных для американской литературы персонажей: от одного он позаимствовал имя и романически идеалистическое представление о любви, а вот от циничного подростка Холдена главный герой вобрал в себя весь скептицизм и угрюмость мироощущения.
Эшли же составляет отличный контраст Гэтсби: она жизнерадостна и открыта миру.
Элегантность Стораро
Этот контраст молодой пары подчеркивается не только отличной игрой актеров, но также и парой технических приемов. Например:
Витторио Стораро (оператор кинопроекта) находит способ поиграться со светом, тем самым, лучше прорисовывая образ героев.
Как это происходит? Дождь является здесь двигателем сюжета, но как верно заметил оператор — дождь не может идти монотонно и одинаково весь день, ведь когда-то он стихает, а когда-то барабанит с новой силой по крышам домов. Именно эту особенности стихии Стораро использует, чтобы подчеркнуть разное мироощущение героев: дождь, который сопровождает Гэтсби в его приключениях, мрачен, небо полностью в серой дымке, зачастую используются холодные оттенки, чтобы показать отстранённость Гэтсби от современного мира. В то же время, когда дождь застает Эшли, то практически всегда теплый свет проникает сквозь тучи, тем самым, изображение получается светлым, что характеризует открытость главной героини.
Очень важно, на мой взгляд, уметь рассказывать историю не только с помощью грамотно выстроенного сценария, но также использовать различные визуальные приемы, которые дадут нужную ассоциацию зрителю.
Совершенно нехитрые манипуляции с отражателем в данном случае помогли подчеркнуть глубокий психологический конфликт двух героев и их изначальную несовместимость.
Также стоит отметить, что оператор использовал разные методы съемок двух главных героев. История Гэтсби снята на стационарную камеру. Ведь главный герой старомоден, малоактивен (его движения всегда неторопливы) и меланхоличен.
Эшли же, напротив, очень страстная натура. Она с удовольствием врывается в поток активных событий, тогда как Гэтсби старается, наоборот, избегать приключений и всяческих авантюр. Поэтому во время съемок главной героини используется зачастую стедикам. Это помогает оператору достичь большей маневренности и уловить подвижность и некую легкую “девчачью” ветреность Эшли.
Поэтому, как мы видим, способ съемки также имеет значение, потому что это можно рассматривать, как дополнение к атмосфере произведения. Конечно, вряд ли зритель во время просмотра будет гадать, на какую камеру снят фильм и какими способами подсвечивали лица актерам. Но, поверьте, данные детали помогают визуально лучше воспринимать картину и глубже ее прочувствовать.
Лоск и романтика Нью-Йорка
Картина создана на интересном контрасте: романтичный дух старого Нью-Йорка противостоит новому, светскому, немного искусственному лоску. Эшли, подобно Дейзи из “Великого Гэтсби”, влечет к фальшивой, но настолько притягательной роскоши. Главную героиню не слишком волнуют душевные терзания ее возлюбленного. Она очарована светским миром, к которому Гэтсби испытывает истинное отвращение.
Главный герой страдает “любимой болезнью” Вуди Аллена- светлая ностальгия по прошлому. Гэтсби убежден, что родился не в то время и что все современные проблемы, заботы, интересы- ему чужды. Он любит старый Нью-Йорк, носит винтажный пиджак и сетует на современные порядки.
Поэтому и локации персонажам подобраны соответствующим образом. Ради только одной сцены в отеле, в котором должно состояться интервью Эшли с режиссёром Роландом Поллардом, Локосто (режиссер-постановщик) и его команде пришлось выстроить декоративный фасад отеля на другой улице и воссоздать лобби на втором этаже отеля, непосредственно над реальным, использовав идентичную мебель и хорошие декорации. Такое внимание к бэкграунду оправдано, потому что режиссеру нужно показать все проявления светской роскоши: от помпезной и нарочито вычурной до минималистичной и авангардной, какой мы ее увидим ближе к концу фильма в лофте в центре города на вечеринке знаменитостей.
Все это помогает нам лучше понять Эшли, какой она человек, где именно та среда, в которой ей комфортно. Она современная девушка, открыта миру и хочет уже побыстрее оказаться в высшем обществе. Ей необходимо внимание, а также ей хочется, чтобы ее воспринимали всерьез, несмотря на то что она все еще слишком инфантильна.
Обрести себя на Манхэттене
Возлюбленные слишком разные и зачастую не слышат друг друга. Гэтсби из-за своей склонности к романтизации, идеализирует образ Эшли, вырисовывая ее такой в воображении, которой она, на самом деле, не является. Эшли же не понимает и никогда не сможет понять Гэтсби. Она слишком поверхностна и жизнерадостна для него.
Вот поэтому получается, что каждый герой в фильме нашел себя. Гэтсби понял, что Эшли ему совершенно не подходит и что он слишком сильно любит Нью-Йорк, чтобы его покинуть. Также он встретил свой идеал девушки, которая уверена в себе и отлично его дополняет. Немаловажно, что когда Гэтсби и Чен целуются в парке, то сквозь серость туч и дождя пробиваются солнечные лучи. Возможно, это знак того, что тоска Гэтсби рассеялась и он наконец-то счастлив.
А Эшли же поняла для себя, как именно она хочет жить и выпустила свою внутреннюю авантюристку наружу.
В заключение хочу отметить, что это отличная классическая мелодрама с элементами претенциозности и легкого цинизма. Но это не делает ее хуже, а придает ей только дополнительных оттенков. То, с каким трепетом творческая команда отнеслась к созданию картины, заслуживает отдельных слов. Все нюансы и детали помогают нам погрузиться в чарующею атмосферу фильма, а также мы способны лучше понимать проблемы героев.
Поэтому все элементы работы, такие как игра света, эксперименты с видами съемок, удивительные декорации и характерные костюмы — это очень важная часть съемочного процесса и она делает картину более волшебной и завораживающей.
Более того, визуальные приемы помогают лучше раскрывать сюжет и взаимоотношения между персонажами. И опыт данного фильма это подтверждает.
Это действительно очень атмосферная работа с позитивным концом, в отличие от “Нью-Йоркской трилогии”, где режиссер отдает предпочтение открытым финалам. После просмотра тебе самому невольно кажется, что ты тоже гулял в дождливый день в Нью-Йорке.