В этой статье мы расскажем вам, что нужно сделать, чтобы получить хороший перформанс на съёмочной площадке.
Режиссура — это сотрудничество. Да, никто не отрицает, что у вас может быть своё видение и его необходимо реализовывать, иначе кинопродукт получится обезличенным. В то же время умение работать с бригадой и в первую очередь с актёрами даёт вам уверенность в том, что вы получите нужный вам результат. Важно выстраивать с командой и творческие, и рабочие отношения. Возможно, вам придётся находить индивидуальный подход к каждому.
С чего же следует начать?
Определитесь, какая у вас задача
Актёрское мастерство — уникальная и филигранная работа. Это эмоциональная встряска: порой приходится перекладывать свой личный опыт на ситуацию героя (вера в предлагаемые обстоятельства) или же, наоборот, если картина или постановка абсурдистская, то мы не можем говорить ни о какой естественности. Всё зависит от замысла режиссёра.
Например, если мы ставим пьесу Брехта (немецкий драматург, поэт и прозаик), то мы не можем давать актёрам установку играть по методике Станиславского (русский театральный режиссёр, актёр и педагог). Ведь изначально философия Брехта конфликтует с идеями русского театрального теоретика. Немецкий драматург стремился добиться от актёров полнейшего отчуждения от роли, дабы отразить ту самую объективную реальность, поэтому его постановки неподготовленному зрителю могут показаться слишком фактурными и странными. А Станиславский, наоборот, считал, что только через личный опыт, через эмоциональную память актёр сможет изобразить естественные эмоции. Он основывался на субъективности человеческого восприятия.
Из этого примера следует, что задачи для каждой съёмки разные. Вам необходимо решить, какая методика будет соответствовать замыслу вашего фильма и провести предварительную беседу с актёрами.
Узнайте лучше вашу команду
У каждого актёра свой путь вживания в роль: погружение в мир персонажа, долгие исследования, даже костюм и грим тоже могут помочь. Но режиссёр направляет и помогает ему попасть в образ, поэтому важно выстроить доверительные отношения с актёрами. Естественность на съёмочной площадке нельзя получить согласно пошаговой инструкции, это сложное и длительное эмоциональное путешествие. Если у режиссёра и актёра образуется хороший тандем, то им легче получить желаемый результат.
Наиболее распространённая ошибка среди фильммейкеров — если не устраивает разыгранная сцена, то вместо конкретного разбора, они просто заявляют: «Дай мне больше гнева на этот раз!». Запомните: требуя немедленного результата, вы не получите что-то естественное. Актёрское мастерство — это процесс. Попробуйте поговорить с актёром, присоединитесь к его путешествию. Не будьте излишне требовательны к нему, постарайтесь стать союзниками: работайте с идеями и эмоциями, направляйте их к желаемой цели. Разбейте сцену на части и проанализируйте ситуацию с точки зрения персонажа.
Вот почему актёры часто спрашивают: «Какая у меня мотивация?» вместо: «Скажи мне, какую эмоцию ты хочешь увидеть.» Режиссёр должен изучить сценарий и по-настоящему понять своих персонажей. Вам необходимо уметь кратко и лаконично объяснять мотивацию ваших героев. Не требуйте немедленного результата, вместо этого мотивируйте и направляйте ваших актёров к цели.
Сохраняйте объективность
Когда дело доходит непосредственно до режиссуры, нужно быть гибким. Редко актёр сразу может грамотно интерпретировать ваше видение: нужна притирка к персонажу. У него будут свои собственные идеи, как ему следует играть. Не спешите их отвергать. Работайте с ними. Посмотрите, какие из идей больше подходят для реализации вашей задумки. Можно ли объединить ваши подходы? Не повредит ли это концепции сюжета?
Не повышайте планку для актёров слишком высоко — помните, что они люди и у каждого есть свой физический и эмоциональный предел. Перед вами стоит цель оживить ваших персонажей, а не довести исполнителей до истощения.
Как уже упоминалось выше, будьте гибкими. На репетициях у вас есть отличная возможность узнать ваших актёров и понять, какой подход нужен каждому.
Но в любом случае, проводите вы репетиции перед съёмками или нет, помните то, как вы режиссируете, влияет на актёра. Вы получили желаемый результат? Если нет, то измените свой подход. Важно уметь кратко и лаконично объяснять, что вас конкретно не устроило. Так вы не только убережёте актёра от эмоциональной перегрузки, но и сможете понять, какие методы работают, а какие нет.
Не исключено, что когда-нибудь вы столкнётесь с трудным актёром. Возможно, он будет думать, что его методы работы более эффективные. Вероятно, у него будут свои требования к взаимодействию на съёмочной площадке. Может, вы не сойдётесь характерами. Однако если он идеально вписывается в ваш образ, то стоит быть дипломатичным. Помните о гибкости. Постарайтесь найти к нему свой подход.
Работайте с ними, но не для них
Находясь в трудной ситуации, не жертвуйте иерархией. Помните о том, что вы главный на площадке. Если заказчика не устроит качество продукта, то ответственным за это сделают вас, а не актёра. Но всё же не доводите дело до выяснения отношений и скандалов (хотя иногда этого невозможно избежать, обстоятельства бывают разными). Порой вам придётся быть психологом-любителем, чтобы вовремя устранять конфликты и всевозможные разногласия (и не только с актёрами). Будьте внимательны к своей команде, её желаниям и потребностям.