Функции камеры выходят за пределы примитивной фиксации реальности. Она способна не просто достоверно отражать то, что видит человеческий глаз, но и трансформировать это. Главным преобразователем реальности становится объектив. Вместе с визуальной составляющей от выбора определённого фокусного расстояния меняется и смысловая нагрузка.
Широта пространства
При съёмке с широкоугольным объективом увеличивается охват видимых в кадре объектов и их чёткость остаётся практически одинаковой из-за большой глубины резкости. Он позволяет лучше показать собранную композицию локации, например, необычный интерьер или красивый пейзаж.
Французский кинорежиссёр Жан-Пьер Жёне любитель широкоугольной оптики. Чаще всего он использовал в своих работах объективы 18 мм или 25 мм. В фильме «Чужой 4: Воскрешение» фокусное расстояние сокращается еще сильнее, до 14 мм. Сделано это, чтобы локации выглядели более массивно и устрашающе.
Большая часть кадров «Ребёнка Розмари» Романа Полански снята на камеру 25 мм. Изначально оператор фильма Дэвид Уолш выбрал для съёмки главной героини 40-миллиметровый объектив. Так по голливудскому стандарту снимали актрис, чтобы их лицо выглядело привлекательнее, а не искажалось в выпуклой луковицеобразной форме. Полански настоял на оптике с как можно более широким углом. Замысел заключался в том, чтобы сделать квартиру ещё одним персонажем, а кривизной стен по краям создать ощущение тотального окружения героини.
Сила сближения
При съёмке с длиннофокусным объективом глубина резкости становится меньше, усиливается эффект размытия заднего плана, в кадр попадает меньше объектов. Это создаёт идеальное условие для концентрации внимания на главном предмете, чаще всего так выделяется какая-то деталь или снимаются крупные планы.
В фильме «Драйв» телеобъектив использовали в одной из сцен с целью создать ощущение отчуждённости персонажа Райна Гослинга. В то время, как герой находится в состоянии принятия важного решения, зритель как бы наблюдает за ним издалека. Оператор и режиссёр хотели добиться эффекта подглядывания. Этот способ применялся и одной из ключевых фигур американского кинематографа Джоном Фордом.
До появления стедикама было непросто запечатлеть на камере активно сменяющиеся действия экшен-характера: погони, выстрелы, драки, — поэтому режиссёры, в том числе и Акира Куросава, использовали в подобных случаях длиннофокусную оптику. Это позволяло достигнуть большей динамичности и интенсивности внутри каждого кадра.
Намеренное искажение
Анаморфотные объективы позволяют захватить ещё больше пространства, при этом сильнее размывая фон за счёт малой глубины резкости. Она немного искажает изображение, вытягивая его по вертикали, добавляет интересные блики, делает мягкий эффект боке овальной формы. Однако анаморфотная оптика существенно увеличивает бюджет производства. Она очень дорогая и кропотливая в обращении, например, при настройке фокуса на близком расстоянии от объекта.
Один из самых узнаваемых примеров применения анаморфотной оптики — фильм «Китайский квартал». Хотя Роман Полански стремился к созданию картины в духе классического кино, добавление двух новых в мире кинотехнологий элементов (работа с цветом и анаморфирование) позволило ему достигнуть индивидуального режиссёрского почерка.
Анаморфотная широкоугольная оптика является характерной чертой стилистически уникального режиссёра Уэса Андерсона. Съёмки его фильмов в основном проходят на объективы 40 мм или 27 мм («Отель «Гранд Будапешт»» и «Семейка Тененбаум»). Выбор Тарантино, как правило, не ограничивается одним видом линзы, но довольно часто предпочтение отдаётся 40 мм или 50 мм. На анаморфотный объектив с таким фокусным расстоянием снимались многие сцены «Бесславных ублюдков» и «Джанго освобождённого», а в качестве референсов для создания сцен с интерьером особняка работорговца режиссёр с оператором обращались к кадрам фильмов «Изгнанник» и «Письмо незнакомки», снятых на 35-миллиметровую линзу.
Оптика превращается в один из сильных инструментов выстраивания художественного образа. Подбор объектива для видеосъёмки не просто вопрос уместности и соответствия задачам построения кадра. Опытные специалисты уже на этапе раскадровки могут приметить, какая техника потребуется для реализации задуманной сцены, но это ещё и большой творческий процесс, в рамках которого метры индустрии экспериментируют и рождают новые приёмы и способы выражения киновысказывания.