Шоу должно продолжаться: как мы снимали кино о профессиях

бэкстейдж видеосъёмка кейс 902

В начале лета к нам обратилась клиентка с просьбой срочно включиться в горящий проект. Институт развития профессионального образования (ИРПО) ежегодно выпускает «Шоу профессий» — серию ярких видеороликов, рассказывающих о востребованных и интересных специальностях. Над проектом уже начал работать дружественный продакшен, но на этапе разработки идей возникли трудности. Спасать ситуацию и продолжать уже начатое всегда сложнее, чем создавать что-то с нуля. Срок выхода первого выпуска был вчера, а мы ещё не видели техническое задание (а потом как увидели!). Времени на раздумья у нас не было, но трудности только разжигали интерес. Нам нужно было вырулить темп и органично влиться в проект, завершив его вовремя. Рассказываем, как у нас это получилось.

Шоу профессий

Давайте делать шоу

Проект «Шоу профессий» был запущен в 2020 году. Организаторами выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Национальные проекты России и Институт развития профессионального образования. Более 10 млн зрителей познакомились с актуальными профессиями за это время. За 3 года вышло 3 сезона, всего 38 выпусков. В сентябре 2023 года стартовал 4-й сезон шоу, который состоит из 16 выпусков, над созданием которых работала команда TvоёКино.

Вы когда-нибудь видели объём документации тендерных проектов? Тогда пролистайте первый том «Войны и мира». Нам за короткие сроки пришлось изучить техническое задание на 80 страницах (80, Карл!). И это лишь малая часть работы, чтобы просто вступить в проект. «Один из документов по режиссёрско-постановочной группе я направляла с правками 25 раз и столько же он ко мне возвращался обратно всего лишь с одним комментарием — «на переделку». Что именно переделать — не объяснялось, нужно было вновь обратиться к ТЗ», — вспоминает генеральный продюсер проекта Олеся Кашицына.

Шоу профессий

«Шоу профессий» стало для нас новым и интересным опытом, своего рода вызовом, так как до него мы не работали с тендерными проектами. Кроме качественного производства и красивой картинки, нужна была большая команда для работы с отчётами и другими организационными моментами. Мы оказались к этому не совсем готовы, но смогли решить и эту сложную бизнес-задачу.

Олеся Кашицына, генеральный продюсер, второй режиссёр. «Мы впервые работали на проекте под ключ, где решающим фактором успеха являются не только качественный ролик, но и объёмный пакет сопровождающей документации, и консультации на психологическом уровне. Ведь нам пришлось вести переговоры не только с клиентами, но и с 16-ю экспертами, вызволяя их из отпусков и убеждая в том, что это действительно нужно… стране (смеётся). За два месяца я провела 26 совещаний с клиентами, 48 звонков с экспертами, 16 встреч на локациях с представителями площадки, более 20 планёрок и совещаний с командой, 16 смен. Написала 16 ТЗ для команд и столько же режиссёрских сценариев. Отчётные документы я пилила каждый день, так что уже не помню сколько было страниц. Да, я ещё жива. А вам слабо?»

Олеся Кашицына, генеральный продюсер, второй режиссёр

Все профессии нужны, все профессии важны

Мы стали быстро думать, кого подтягивать на проект, как распределить ресурсы и бюджет, — всё оказалось очень масштабно, нужно было оперативно включиться и делать это с креативом. «Когда Олеся сообщила, что мы стартуем, я стала собирать команду. Был июль, кто-то в отпуске, кто-то уже занят, кто-то увидел сроки и попросил другой проект (смеётся). Мне нужно было выстроить работу так, чтобы никакие обстоятельства не отразились на графике выпуска серий, а это всегда непросто. Были опасения, что мы не вывезем, но я прогоняла их подальше, потому что знала, что наша команда вывозит всё. Поэтому я отключила панику, включила холодную голову и стала собирать команду, которая быстро росла. Например, сначала я назначила на проект 2-х монтажёров, в итоге их стало 6. Операторов тоже понадобилось больше, чем изначально планировалось: кроме заявленных 5, на смены выходили ещё 7. Такая же ситуация была со звукорежиссёрами: было 2 основных, затем подключились ещё трое на замену», – делится креативный продюсер проекта Таня Оверченко.

Работа над проектом началась с создания креативной команды и разработки идей по каждому ролику и профессии соответственно: необходимо было предложить и утвердить у клиента 3-4 креативные идеи реализации каждого. В этом сезоне «Шоу профессий» были выбраны такие форматы: презентационный, демонстрационный, ролик с демонстрацией практической деятельности, ролик в формате интервью.

Шоу профессий

Форматы роликов

  1. Презентационный ролик – носит имиджевый характер и демонстрирует краткий обзор профессиональной сферы, представляет профессию в наиболее выгодном ключе (1-10 минут).
  2. Демонстрационный ролик – обеспечивает демонстрацию оснащения, функционирования производств, профильных образовательных организаций, реальных рабочих площадок. Варианты реализации: типичный день специалиста, румтур, экскурсия (15-30 минут).
  3. Интервью – предполагает общение с представителем профессии с целью повышения общей осведомленности о профессиональной отрасли. Варианты реализации: видеоподкаст, мини-лекция TED Talks, интервью эксперта/профессионала с ведущим, интервью в формате разрушения мифов, самые популярные интернет-запросы о профессии (15-30 минут).
  4. Ролик с демонстрацией практической деятельности – базируется на демонстрации выполнения задания из профессиональной сферы. Варианты реализации: мастер-класс эксперта, соревнование молодых специалистов (18-30 минут).

Профессии и компетенции 4 сезона:

Слесарь, сантехник, токарные работы на станках с ЧПУ, звукорежиссёр, технологии композитов, бетонные строительные работы и кирпичная кладка, технологии моды, программные решения для бизнеса, администрирование отеля, эксплуатация сервисных роботов, цифровое земледелие, управление локомотивом, проводник на железнодорожном транспорте, дошкольное образование, деятельность спасательного отряда, педагогика дополнительного образования.

Специфика работы заключалась в том, что сценаристу нужно было разбираться в профессии, о которой он пишет. Для этого было недостаточно изучить информацию в интернете, но и нужно было пообщаться со специалистом в данной области, который мог проконсультировать и внести правки в драфт сценария.

Маша Лукьянчикова, сценарист. «Я впервые столкнулась с необходимостью написать такой большой объём креативного текста за такие короткие сроки. Иногда на сценарий отводилось 5 дней (в лучшем случае), но чаще 2-3. Пожалуй, сроки были для меня главной сложностью. И вторая интересная особенность – мне пришлось общаться с экспертами. Ранее все пожелания и правки я получала от менеджера. Я написала сценарии для 8 роликов, и все эксперты были очень разные. Кто-то был креативный и открытый, кто-то совсем не шёл на контакт. А написать достоверный сценарий по профессии без консультации специалиста довольно сложно. Пришлось глубоко погрузиться в материал. Мне достались в основном технические специальности, и надо сказать, я совершенно по-другому взглянула на них. Была удивлена, как много там работает девушек, например, сантехником, токарем, помощником машиниста».

Вторым сценаристом проекта была Маша Климова. Она тоже написала сценарии к 8 роликам.

Маша Климова, сценарист. Самая большая сложность – это время, которое было отведено на проект. Чтобы успеть, приходилось одновременно вести сразу несколько тем: всё помнить, всё успевать. А ещё, конечно, затруднительно писать тексты под экспертов, после быстрого общения с ними в мессенджерах. Ведь сложно представить, как человек будет себя вести на съёмке. При этом твой текст должен быть ему как родной.

 

Наши точки роста

Нет сомнений, что мы получили очень классный проект и вместе с ним опыт. Сказать, что всё шло как по маслу, мы не можем. На этом масле мы периодически подскальзывались, но упорно шли вперёд. Делимся сложностями, с которыми столкнулись члены команды.

Таня Оверченко, креативный продюсер. Мне нужно было распределить задачи, проконтролировать, чтобы все всё делали хорошо и в срок. Я отвечала за конечный результат: отсматривала монтаж, давала правки. У кого-то опускались руки, приходилось находить нужные слова, вдохновлять, чтобы никто не спасовал и завершил работу с чувством удовлетворения. И, конечно, основная сложность для меня – я была в декрете с маленьким ребёнком и не могла приезжать на площадку. Креативный продюсер сидел в няньках, это было непросто.

Олеся Кашицына, генеральный продюсер, второй режиссёр

Олеся Кашицына, генеральный продюсер, второй режиссёр. Я взаимодействовала с клиентами, делала выжимку технического задания, проводила планёрки и совещания, выписывала задачи для сценаристов, вычитывала сценарии, писала режиссёрский сценарий, брифовала команду, которая выходила на смену, выезжала на локацию, вела переговоры с экспертами, утверждала итоговый драфт, работала на площадке как продюсер и второй режиссёр, контролировала всё на смене. Ну и, конечно, не расставалась с ноутбуком, потому что параллельно, где бы я ни была (даже на железнодорожных путях), писала режиссёрский сценарий для следующего дня, правила перечни участников и согласовывала отчётные материалы.

Лето – прекрасное время, но для нас пора отпусков создала ключевую сложность. Многие эксперты и студенты из-за отдыха были не готовы сниматься. Нужно было проявить чудеса дипломатии и ораторского искусства, чтобы их уговорить. Но даже после успешных переговоров сопротивлений было много, а на площадке мы сталкивались с абсолютным непониманием съёмочного процесса. Многие хотели внести свои правки, изменить сценарий, порежиссировать, покачать права или уйти со съёмки домой покормить кота, никому об этом не сказав (только коту). Опустим такие мелочи, как отсутствие тишины на площадке.

Олеся Кашицына, генеральный продюсер, второй режиссёр

Вероника Крапивина, ассистент продюсера. Я занималась отчётной документацией, общалась с организаторами площадки на этапе согласования даты и времени съёмки. Для меня основная трудность была в коммуникации, многое приходилось переделывать по несколько раз из-за того, что информация проходила через несколько человек и доходила уже не в полном объёме. Мне очень понравилась сама идея проекта, потому что помню свои трудности при выборе профессии в 9-11 классе. Я часто задавалась вопросом, почему, например, я не думала про профессию машиниста или швеи. Уже сейчас бы открыла свой модный дом. Несмотря ни на что, ролики вышли очень классные и информативные.

Марк Шуйский, администратор киностудии. Я успел попробовать себя практически во всех ролях, связанных со съёмочным процессом: от реквизитора до гафера и помощника продюсера. Такова судьба администратора съёмочной группы, быть везде и сразу. К концу проекта я знал практически всю команду видеостудии ТvоёКино, хотя до этого пересекался от силы с тремя людьми, так как моя основная работа – это дежурство на декорациях киностудии. Проект дал мне понять, что я на своём месте, стал для меня неким новым опытом, о котором я ещё с детства мечтал. В девятом классе, снимая любительский клип для друзей, я даже не думал, что когда-то попаду на настоящую съёмочную площадку, буду заниматься съёмками всерьёз и от меня будет зависеть настолько много… Невероятно!

Океана Зубова, режиссёр

Океана Зубова, режиссёр. Подготовка к такому проекту должна занимать гораздо больше времени, месяц или два. У нас это произошло слишком быстро. У меня это первый проект, на который было отведено 15 съёмочных дней, то есть я режиссировала 15 роликов. Некоторые смены были подряд и морально выдержать это было сложно. Ещё сложностью стало то, что в кадре были не актёры, часто они не могли долго и хорошо говорить на камеру. Это сильно увеличивало время на съёмках. Но все очень старались и работали на результат. Когда есть команда – это самое главное, это вдохновляет.

Океана Зубова, режиссёр

Таня Ступницкая, раскадровщик. Как правило, режиссёр с раскадровщиком вместе садятся и работают. Режиссёр говорит, как нужно сделать. Здесь из-за сроков мне нужно было практически догадываться, как построить кадр, я отсматривала фотографии локаций, представляла, как это может выглядеть на площадке и рисовала. Мы постоянно были на связи с Олесей, Океаной и работали в связке. Самой сложной раскадровкой для меня были ролики РЖД, где нужно было очень детально рисовать лица детей, проводников, машинистов, поезда. На это ушло много времени.

раскадровщик

Работа на площадке

Сроки-сроки. Они всегда горят, а тут они горели очень ярко. Проект был реализован за 2 месяца. А это 16 роликов по одной смене на каждый. В основном все они были по 20-30 минут, за исключением парочки презентационных (до 10 минут).

Работа над идеями началась 29 июня. 28 августа был сдан последний ролик. А 6 сентября состоялась премьера 1 выпуска 4 сезона шоу на сайте проекта и в группе в VK. 5 роликов были выбраны для показа на телевидении: «Воспитатель, наставник, друг» (педагог дошкольного образования), «Под стук колёс» (проводник на железнодорожном транспорте), «Соберись и сделай» (слесарь), «Смелость и отвага» (деятельность спасательного отряда), «Когда решают детали» (токарные работы на станках с ЧПУ).

Съёмки проходили на РЖД и в колледжах Москвы с различным уровнем оснащённости, не всегда локации были современными и подходящими для желаемой красивой картинки на экране. Но наша команда из любой, даже самой скучной комнаты, сделает конфетку.

Но наша команда из любой, даже самой скучной комнаты, сделает конфетку

«Некоторые локации были, мягко говоря, ужасными и я не понимала, как там снимать, но, когда я приходила с командой, Океаной и операторами, мы делали просто волшебство какое-то. Они добивали картинку до идеальности, до чистоты. Свет получался крутой и очень вкусная картинка. Этим я очень горжусь. Горжусь тем, что мы всё успели в срок, потому что это было нереально. Мало какой продакшен справился бы с такой задачей, не навредив качеству», – делится Олеся Кашицына.

Некоторые локации были, мягко говоря, ужасными

Локации до и после

Локации до и после

Локации до и после

Океана Зубова, режиссёр. «От проекта у меня было ассоциативное ощущение, что мы в одной лодке отправились в большое путешествие, надо было доплыть и мы поддерживали друг друга на всех этапах. На этом проекте я выросла как режиссёр в плане постановки кадра, работала и как художник-постановщик. Считаю, что режиссёр должен уметь всё и при необходимости заменить любого человека на площадке. Много различных сфер и областей нужно было охватить в этих роликах, под каждую подстроиться и придумать, как показать её максимально интересно, индивидуально».

Операторы – незаменимые помощники режиссёра

Операторы – незаменимые помощники режиссёра. Они придумывают ракурсы, выставляют свет, помогают реализовать задумку. «В TvоёКино я попал довольно банально, по знакомству, через Артёма Маркова. Мы снимали клип на песню для мамы, я пришёл помочь осветителем и съел на площадке чужие роллы. Хотя 10 раз спросил, чьи они, хозяин так и не нашёлся. А когда их уже не было, он, конечно, появился (смеётся). На «Шоу профессий» я отработал 7 смен, было сложно, но интересно, я бы с удовольствием принял участие в подобных съёмках ещё», – вспоминает оператор Паша Половинка.

Оператором-постановщиком на 3 сменах был Рудис Мойсеев, наша палочка-выручалочка. «Каждый выпуск проекта снимали за одну смену. Это нормально, но на площадке бывает всякое и порой приходилось трудиться до поздней ночи, чтобы успеть доснять всё по плану. Запомнилась атмосфера, где сначала по брифу нужно со всеми общаться на «вы», но в конце смены все переходили на «ты», – делится Рудис.

Это фиаско, братан

На съёмках каждого выпуска были забавные (и не очень) ситуации и откровенные фейлы. Сейчас вспоминаем с улыбкой, как красиво мы разрешали проблемные моменты, отращивая дзен и креативное мышление. Делимся самыми забавными.

Цифровое земледелие. Из-за сильной задержки мы рисковали остаться без обеда, но команда была спасена, потому что снимали мы на гороховом поле.

Цифровое земледелие

Токарные работы на станках с ЧПУ. Когда команда приехала на площадку, оказалось, что один токарный станок не работает, а по сценарию их должно было быть два. В итоге снимали всю работу обоих участников на одном станке, решали кадрами и планами.

Токарные работы на станках с ЧПУ

Дошкольное образование. Мы накупили кучу вкусняшек для детей, чтобы их порадовать, но нам запретили их угостить (хотя весь набор был согласован заранее).

Управление локомотивом. С утра кто-то из ответственных от площадки не приехал и нас туда не пустили, из-за чего смена ушла чуть ли не в ночь.

Управление локомотивом

Деятельность спасательного отряда. Из-за обилия логотипов и надписей на форме спасателей пришлось заклеивать почти всю их одежду. Ребята снимались в форме из гафер-тейпа.

Эксплуатация сервисных роботов. Команда приехала на площадку в 6 утра, чтобы привести её в порядок и разгрести хлам. 3 часа мы только выставлялись. Зато эксперт дал нам покататься верхом на их роботе-газонокосилке, такого опыта у нас точно ещё не было.

Проводник железнодорожного транспорта. Нам срочно нужна была уютная детская комната, собственно, так неожиданно на нашей киностудии и появилась новая локация.

Искусство монтажа

Искусство монтажа

Параллельно со съёмками шёл мультикамерный монтаж уже отснятого материала. Монтажёры Саша Трухляев и Дима Щербаков сделали по 4 ролика. «Было тяжело, но зато я многому научился во время работы над проектом и профессионально вырос», – делится Саша. Его первый выпуск «Программные решения для бизнеса» очень высоко оценили заказчики.

Дима разработал всё визуальное оформление для проекта на основе предоставленного клиентами фирменного стиля, которое потом использовалось во всех выпусках

Дима разработал всё визуальное оформление для проекта на основе предоставленного клиентами фирменного стиля, которое потом использовалось во всех выпусках. Он много помогал каждому монтажёру, объяснял, выкачивал стоки, делал плашки, короче говоря, проявил себя как отличный член команды и самый настоящий друг. «Для меня это самый сложный проект в этом году, ощущения стрессовые, особенно в начале, так как работа нестандартная и изначально не был понятен фронт работ. В процессе стало повеселее, но объём материала и сроки расслабляться не давали. Так как в проекте рассказывается о технических профессиях, приходилось разбираться, что к чему, вникать в терминологию, процесс и прочее. Другими словами, помимо непосредственно монтажа нужно было освоить немного теории из нескольких професси», – вспоминает Дима.

Слово эксперту

Эксперты на роликах были очень разные. Были те, кто стеснялся и те, кто раздавал свой креатив направо и налево. Кому-то съёмки давались легко, а кто-то сильно переживал и волновался. Но в итоге все остались довольны результатом, гордятся собой и отправляют друзьям ролики со своим участием.

Андрей Кравец, машинист локомотива. Работа понравилась! Особенно приятно, что практически весь сценарий с моих слов получился, так сказать дали проявить свободу творчества. Работу съёмочной команды особо хотелось бы отметить, их умение сделать кадр «из ничего»: стащить в коридор кучу шкафов, навесить нанлайтов, поставить свет и получить очень современную картинку. Минус был только один – это всего один день съёмок!

Андрей Кравец, машинист локомотива

Сергей Королёв, руководитель инженерного направления в «Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана». Понравился профессионализм, с которым работали сотрудники. Особенно понравились дизайнерские решения во время подготовки аудитории к съёмкам. Тоже себе неон захотели.

Ольга Кузьмина, менеджер компетенции «Программные решения для бизнеса». Очень было интересно наблюдать за работой съёмочной группы, так как с этим не встречаешься в повседневной жизни. Особенно впечатлило: профессиональная и слаженная работа всей команды, мастерское взаимодействие с участниками, которые не являются актёрами, умение правильно поставить задачу, что приводит к точному результату. Исходная задача была сложна тем, что необходимо было красиво показать работу программиста (непонятную для большинства и визуально непоказательную). Команде это удалось в полной мере!

И, конечно, нам важно было узнать мнение клиентов. Нам всегда кажется, что видеопродакшен оценивают по качеству картинки, но клиенты смотрят ещё и на организацию и документооборот. Новые точки роста открываются, так сказать. Нам, действительно, очень важно понимать ожидания клиента и получать такую обратную связь.

Елизавета (Институт развития профессионального образования), клиент. Мне было очень приятно вместе работать! Понравилось качество исполнения, оперативность работы и сама коммуникация. Из недочётов, которые могу выделить: не хватало погружённости в систему среднего профессионального образования, что сказывалось на качестве разрабатываемых материалов.

Ирина Даниленко, клиент. Я не ожидала, когда подключала ТvoёКино к этому срочному проекту, что вы сделаете такой качественный результат в такие короткие сроки. Честно, я ожидала результат хуже.

 

Где можно увидеть ролики

На сайте «Шоу профессий». Прямая трансляция выпусков проходит на площадках: Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральный портал «Российское образование».

Прямая трансляция выпусков проходит на площадках: Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральный портал Российское образование

Наша цель была интересно рассказать о профессиях и у нас это получилось. Уникальность работы нашей команды состоит в нашем видении: как мы прочитали задачу, как мы превратили скупой текст технического задания в креативное образовательное кино с очень красивым светом и картинкой.

«Я очень довольна результатом. Я очень горжусь своей командой. Честно, я не ожидала, что у нас получится так. Я знала, что будет круто, но не ожидала, что настолько. Спасибо всем за работу!» – делится Олеся.

Большая команда проекта

Генеральный продюсер, второй режиссёр Олеся Кашицына

Ассистент продюсера Вероника Крапивина

Креативный продюсер Татьяна Оверченко

Сценаристы: Мария Лукьянчикова, Мария Климова

Режиссёр Океана Зубова

Операторы-постановщики: Рудис Мойсеев, Артём Марков, Павел Половинка, Игорь Соколов, Никита Дробышев

Операторы: Михаил Сидоров, Никита Исламов, Вадим Панфилов, Михаил Королёв, Роман Кузнецов, Михаил Синенко, Рита Инц

Ассистенты съёмочной группы: Ильфат Сулейманов, Мишель Санчес Нестеров, Алла Володкина

Техники: Павел Курденков, Егор Шитарев

Звукорежиссёры: Максим Дощенко, Сергей Сарач, Андрей Базунов, Артём Трошин, Елена Беляева

Ведущий: Дмитрий Антонов

Администраторы: Марк Шуйский, Дарья Курденкова

Фотографы-бэкстейдж: Дмитрий Дорошок, Александр Романов, Рита Инц

Раскадровщик Татьяна Ступницкая

Монтажёры: Дмитрий Щербаков, Александр Трухляев, Светлана Гуськова, Людмила Егорова, Александр Хлякин, Кирилл Айрон

Диктор: Александр Кремнёв

Звукорежиссёр постпродакшена Илья Оверченко

Собрала воспоминания о летнем шоу Маша Лукьянчикова

Рассчитать стоимость

Оставьте запрос на расчет вашего фильма. Это бесплатно.




    Какнал на Youtube семейные фильмы

    Канал на Youtube реклама и коммерческие ролики

    1. 1

      Разберём и оцифруем ваши архивы, проконсультируем как самостоятельно снять видеопоздравление

    2. 2

      Для идеального результата внесем неограниченное количество правок

    3. 3

      Собственная киностудия с декорациями в Москве

    4. 4

      Бесплатные выезды курьера на протяжении всего времени работы

    5. 5

      Бесплатное и бессрочное хранение фильма – он точно не потеряется

    6. 6

      Подарочная упаковка фильма ручной работы в подарок

    Киностудия ТvоёКино
    м. Павелецкая, Павелецкая набережная 2, с1, подъезд 1, 2й этаж. г. Москва
    +7 (499) 113-57-91 +7 (499) 113-10-95 hello+1232866@tvoiekino.ru pavilion@tvoiekino.ru kurs@tvoiekino.ru