Рекламное видео – это всегда непросто. На этапе создания — это диалог исполнителя и заказчика, в котором так важно слушать и слышать друг друга.
О том, как найти баланс, отстоять свою точку зрения, собрать информацию о том, что нужно заказчику (даже если он пока не знает, что именно нужно) – в нашем кейсе на примере созданного корпоративного ролика для компании «Евролифтмаш».
ЗАДАЧА, поставленная клиентом:
Необходимо снять ролик на 7 минут про завод и производство. Нужно показать территорию завода, станки, продукцию, рассказать о преимуществах компании. Видео узкоспециализированное, рассчитанное на B2B сектор. Использовать инфографику и графические элементы.
Шаг №1. Разработка концепции, написание сценария
Для начала мы подготовили концепцию и согласовали ее с клиентом.
Затем написали сценарий и отправили на согласование клиенту.
Были внесены небольшие правки, после чего сценарий был утвержден.
Но, позже мы узнали, что сценарий не был клиентом утвержден с главным руководством. В дальнейшем это сыграло с нами всеми большую шутку и повлекло за собой: пересъём, перемонтаж и прочие проблемы.
КЕЙС
Этап создания концепции и написания сценария — самый главный этап. Именно на этом этапе решается, каким будет ролик. Сценарий — это не только руководство к действию режиссера и оператора, — это документ, который подтвердит все договоренности между клиентом и исполнителем. Оградит исполнителя от бесплатных пересъемов, в случае, если клиент вдруг во время съёмки или, что хуже, во время монтажа, захотел все переиграть.
Прописать сценарий необходимо доскональна, очень подробно и потребовать письменного утверждения руководством компании.
В противном случае, в момент монтажа, когда все , казалось бы утверждено, все созданное может оказаться не подходящим руководству. Тогда вы никогда не докажете, что первоначальный сценарий был согласован и утвержден до съёмки, ведь от руководства вы не получили добро.
Что следует прописать в сценарии:
- Локации и обстоятельства.
- Персонажи и их действия, диалоги.
- Концепция операторских планов.
- Стиль съёмки. (Если вы намерены снимать стильные кадры с расфокусом, убедитесь, что этот стиль близок вашему клиенту! Покажите примеры съёмки!).
- Наличие титров и примерное их место расположения.
- Музыкальное оформление.
- Моменты возникновения графических элементов.
- Последовательность сцен.
Шаг №2. Подготовка
Мы собрали команду. Прописали режиссерский сценарий, назначили день съёмок.
КЕЙС
Во-первых. Смотреть надо всегда наперед. Ставьте себя сразу в самые худшие обстоятельства, даже если все планируется и идет как по маслу.
- Вам дают 6 часов на съёмки? Планируйте, что у вас будет всего 3.
- Планируете съёмку на улице? Представьте , что начнется ливень.
- Вы запланировали несколько кадров на определенной локации? Представьте, что она сгорела за 5 минут до съёмки.
Только так вы сможете четко построить свой съёмочный день и заранее продумать план «Б».
Во-вторых. Удостоверьтесь, что все объекты и персонажи, которые вы планируете снимать, будут присутствовать, доступны, работать в этот день. Попросите клиента, проконтролировать этот момент.
Представьте, если бы мы приехали в приют снимать овчарок, но как мы смогли бы догадаться, что помимо овчарок в нем живут еще и еноты-полоскуны, если владельцы бы сами нам об этом не сказали.
В-третьих. Зафиксируйте все в режиссерском сценарии.
- Прописать каждую сцену.
- Прописать каждый кадр данной сцены: место, метод съёмки, крупность плана, герой, реквизит, описание действия кадра (героя или камеры).
- Пронумеровать каждую сцену.
- Пронумеровать каждый кадр.
- При такой схеме вы не только ускорите процесс съёмки, но и никогда ничего не забудете снять.
Шаг №3. День съёмок
День съёмок начался с раннего утра и по утвержденному сценарию и составленному режиссерскому сценарию мы должны были начинать с определенных локаций завода.
Как мы и договаривались, с нами по заводу ходил ответственный специалист, уточняя детали и названия оборудования.
ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ:
- Временные договоренности.
Съёмка планировалась с 9:00 — 18:00. Все локации и планы были расписаны по графику, чтобы успеть снять достаточно большой объем событий.
Но, на производстве – особая жизнь. Режим работы людей оказался коротким и мы столкнулись с проблемой — снять все в половину быстрее, чем это было запланировано ранее. - Неподготовленность заказчика.
Рабочие и сотрудники были не очень заинтересованы в съемке, поэтому нужно было их мотивировать, останавливать процессы, чтобы договориться. Кто-то уходил на обед – такое ощущение, что у каждого расписание обеда было свое, и приходилось таскаться с камерой из цеха в цех, чтобы застать всех на месте. Мы теряли много времени. - Коллективное вмешательство.
Очень часто в съёмочные процессы любят вмешаться руководители, специалисты, друг руководителя, сторонний специалист и учредитель. В результате, мнение каждого складывается далеко не в единый пазл. Каждый тянет одеяло на себя, что мешает снимать качественно и быстро.
И у нас в этот раз был ни один советчик.
РЕЗУЛЬТАТ: К концу съёмочного дня, мы наспех пытались отснять то, что не успели за весь день, что повлияло на качество съёмки.
КЕЙС:
- Если планируется снимать большие процессы с участием не одного актера, а нескольких сотрудников, клиент должен брать на себя ответственность, что никто не будет против съёмки. Заранее предупредить своих сотрудников и подчиненных о съёмке, договориться о их поведении и перерывах на обед ( у всех, кто принимает участие в съёмке должен быть единый график).
В противном случае, съёмочная группа не несет ответственности за срыв съёмочного процесса и соответственно изменения сроков сдачи.
Возможно это повлечет за собой организацию дополнительного съёмочного дня, а соответственно дополнительных расходов клиента. А хуже всего, ляжет на плечи исполнителя, так как клиент всегда попытается выйти из неудачных ситуаций за счет исполнителя. - Клиент обязан предоставить одного специалиста и ответственного человека, кто будет указывать и корректировать процесс съёмки. Не больше одного! Такой специалист должен до съёмки согласовать с главным руководством сценарий несколько раз и четко по нему действовать.
- Распишите режиссерский сценарий, в котором непременно пропишите сцены, кадры, номера сцен, крупность планов и метод съёмки, наличие реквизита в кадре.
- Во время съёмки отбивайте хлопушкой каждый кадр. Обозначайте номер сцены, номер кадра. Делайте пометки в режиссерском сценарии удачных дублей. Вы окажете неоценимую поддержку монтажеру и ускорите все процессы постпродакшена.
Шаг №4. Монтаж
На монтаже мы обнаружили новые пожелания клиента, связанные с теми кадрами, которые не были запланированы для съёмки, а соответственно и не сняты.
Во время монтажа вся концепция и утвержденный сценарий были перевернуты с ног на голову.
Перемонтаж происходил более 3х раз и каждый раз под руководством нового босса.
КЕЙС
Необходимо прописать монтажный сценарий, сделать раскадровку инфографики, подобрать музыкальное сопровождение и утвердить все это с заказчиком, прежде, чем начинать монтаж и запускать все процессы постпродакшена.
- Утвердите заранее несколько музыкальных композиций. Возможно вы используете не все, но из утвержденных 3-х вы можете взять то, что в ходе монтажа лучше ляжет. И вы не будете тратить время на переписку и утверждения изменения композиции.
- Утвердите монтажный план: последовательность действий, что за чем должно идти, на что обратить особое внимание и что выделить.
- Запросите список с правильным названием всего оборудования, названий товаров и пр. Вы сэкономите массу времени на монтаже, имея уже утвержденные титры.
- Делайте до монтажа сортировку по хлопушке. Отсортируйте отснятое видео по сценам, кадрам и удачным дублям.
- Используйте на монтаже под каждую сцену отдельную секвенцию. Во время правок вам это очень поможет быстро находить отдельные кадры в конкретных сценах.
- По возможности согласовывайте каждую смонтированную сцену с клиентом. Так вы на самом раннем этапе сможете предотвратить монтаж вхолостую.
- Не делайте цветокоррекцию, инфографику и другие графические элементы, пока точно не утвердите полный монтаж ролика. Если клиент хочет видеть титры на первом этапе монтажа, поставьте пока обычные. Анимировать всегда успеете.
- Заранее составьте план предоставления промежуточного монтажа и согласования его клиентом. Пропишите по датам и по времени: когда вы показываете видео и когда клиент предоставляет комментарии и правки. В конце плана запросите подпись клиента и письменно обозначьте: если клиент задерживается с просмотром промежуточного варианта фильма и вносит правки дольше, чем обозначили в плане, срок сдачи фильма увеличивается. Помните, ВЫ! отвечаете за сроки сдачи.
- Напишите подробнее, как вы хотите получать комментарии и исправления от клиента. Не бойтесь просить конкретных замечаний, указания минуты и что именно изменить. Так вы избежите подобных замечаний:
«Посмотрели ролик. Что то не тронуло. Надо исправить». «Замените кадр на что-нибудь другое». «Этот трек музыкальный мне не нравится, поставьте другой». «Я хочу не так, но не знаю как».
Переделок в нашем случае было немало.
Один раз мы переснимали.
Пять раз делали перемонтаж.
Два раза переделывали графику.
Проект в итоге был сдан. Но не в тот срок, который был указан клиентом. И виной этому был сам заказчик.
Однако, есть очень важное знание, которое невозможно избегать, оказывая услугу. «Клиент всегда прав».
Клиент не может разбираться в технике и процессах видеопроизводства, если он строит дома или шьет халаты.
А потому, профессиональный исполнитель — это тот, кто точно и ненавязчив выстроил правила и порядок действий, проинструктировал и поставил условия работы на первом этапе.
Не бойтесь устанавливать свои правила игры. Ведь вы будете отвечать за качество видео. И ваш клиент за это скажет вам только спасибо.
Читайте отзывы наших клиентов.