Хороший и оригинальный сценарий в киноиндустрии сейчас — настоящее сокровище. И я не шучу:
- Мы живем эпоху постоянных перезапусков, адаптаций и сиквелов, поэтому новый и качественный продукт всегда будет востребован. Да простят меня фанаты «Звездных войн», но все лучше бесконечного рассказа одной и той же истории.
- Так как спонсоры зачастую отдают предпочтение проектам, основанным на известных источниках, или же просто сиквелам успешных фильмов (и это естественно, потому что вкладываться в авторский фильм-рискованно), то успех оригинального сценария практически гарантирует вам мировое признание.
Вот, например, Пон Джун-хо, который стал настоящим триумфатором на Оскаре, благодаря своей филигранной работе «Паразиты», сценарий которой он писал совместно с Хан Джин-воном. Стоит отметить, что у него много интересных работ: «Мать», «Воспоминания об убийстве», «Окча», «Сквозь снег». Но согласитесь, вряд ли вы слышали о его ранних проектах до Оскара? Поэтому упорство, труд и работа над собственным стилем помогли сотворить ему шедевр и дать понять европейской аудитории, что корейские фильмы не заканчиваются на одном лишь «Олдбое».
Давайте же разберемся, за какие сценарные крючки надо дергать, чтобы получить интересную историю!
Ключевые этапы создания сценария
На первых этапах создания проекта необходимо сразу понимать: неважно, что вы снимаете: художественный фильм, документальный, репортаж, интервью или скетч для ТикТока — вам необходим сценарий.
Так как у меня есть опыт в создании художественных фильмов, следующие принципы будут базироваться именно на моем личном опыте- но это вовсе не означает, что вы не можете использовать эти советы для своих историй.
Формулировка замысла. Пожалуй, это один из наиболее важных моментов в написании сценария- вам нужно понимать, о чем вы пишите и какие основные идеи будет затрагивать ваш проект
Рассмотреть несколько вариантов вашей истории. Продумать все возможные действия ваших персонажей и выявить наиболее «драматургически» выгодный вариант.
Продумать сюжетный каркас. Необходимо понимать, на каких принципах будет держаться ваша история. Например, рассмотрим замечательный детектив «Достать ножи» Райана Джонсона.
Внимание, спойлеры!
Здесь конструирующий принцип держится на особенности молодой сиделке, Марте,которую, в буквальном смысле, выворачивает изнутри, когда она лжет. Это очень интересный опорный крючок, благодаря которому можно двигать сюжет. Например, когда во время допроса Марте приходится врать харизматичному детективу (Дениэлу Крейгу) о судьбе своего подопечного — писателя, который был убит при загадочных обстоятельствах. У нас есть интрига, все в добрых традициях Агаты Кристи. Но сценарист намеренно совершает деконструкцию жанра- а именно, предоставляет нам, казалось бы, окончательную версию событий задолго до развязки, делая убийцу, героиню Анны де Армас, жертвой обстоятельств, к которой мы испытываем искреннее сопереживание и хотим, чтобы она осталась непойманной. Поэтому крючок с неожиданной развязкой работает и очень органично вплетается в изначальную версию повествования, не вызывая когнитивный диссонанс у зрителя. Убийца — «дворецкий», а хороший герой — остается хорошим.
Поэтому конструирующий принцип здесь хорошо реализован — события, которые выстраивают повествование выражены в своеобразном воплощении.
Сформулируйте конфликт. В любом произведении есть конфликт. Зачастую он, кстати, и двигает сюжет и является катализатором событий. Например, если говорить о фильме «Апокалипсис сегодня» Копполы: конфликт между «здравым я» и «бездной человеческой подсознания» здесь является основным. Власть может открыть в душе каждого червоточину, но главное не быть этим сломленным.
Также, уже «избитые» конфликты темпераментов и жизненных позиций (оптимист и пессимист), на которых строится добрая половина комедий.
Даже если вы снимаете далеко не художественный фильм, в вашем видео обязательно должен быть прописан конфликт. Например, прекрасный фильм Манского «В лучах солнца», повествующий о о жизни восьмилетней школьницы в Пхеньяне, столице КНДР. Она должна вступить в детскую организацию в День Солнца. Фильм снимался при содействии и под контролем северокорейских властей, которые рассчитывали на то, что в нём будет представлен пропагандистский образ счастливой семьи. Однако Манский тайно снимал дополнительный материал, в итоговую версию фильма с дополнительными 26 минутами он включил свои критические комментарии. По факту, мы можем увидеть здесь конфликт между нашим, европейским, мироощущением и пропагандистским идеализированным корейским образом. Поэтому данный документальный фильм не просто изображает действительность, но и ставит другие важные вопросы, такие как вопрос понимания свободы. Данная проблематика, конечно, спорная, но именно дискуссионность делает его в нашем понимании более глубоким и интересным.
Сосредоточьтесь на вашем главном герое. Главный герой должен быть интересным. Неважно, что вы снимаете: интервью, фильм или документалку, даже если вы рисуете абстрактную анимацию- у вас должен быть главный герой. Чем больше аудитория может себя ассоциировать с ним, тем интересней ей наблюдать за ходом событий. Обратите внимание на то, что даже если вы хотите сделать главному герою отталкивающий образ- зрителю все равно важно, чтобы он испытывал к нему сопереживание. Такой принцип соблюден в фильмах «Грязь», «На игле», «Исчезнувшая», «Волк в Уолл-стрит», «Бешеные псы».
Как видите, главные герои могут быть далеко не лицеприятными, но важно дать понять зрителю, почему они такими стали, в чем их мотивация, указать на их человечность. Нам неинтересно смотреть на просто мерзких людей. Нам важно понимать человеческую трагедию, заключенную в этих персонажах.
Образуйте единую причинно-следственную связь. Все действия в сценарии должны быть связаны между собой. Должна соблюдаться логика. Если в сценарии акцентируется внимание на том, что персонаж вегетарианец, то он не может в одной из сцен просто есть мясо без причины. Также персонажи не могут просто влюбиться в друг друга, потому что их играют красивые актеры. У них должна быть предпосылка для того, чтобы развивать отношения. Если у главного героя, например, проблемы с родителями, то он не может опять же просто взять и помириться с ним. Вы должны продумать все связи между персонажами, взаимодействия их характеров и поступков, а самое главное, чтобы все эти ответвления вписывались в единую сюжетную линию.
Детализируйте вселенную вашего творческого пространства. Важно, чтобы ваш сценарий был нацелен на полное погружение. Вы можете подробно описать локации, которые вам необходимы, обратить внимание на наличие каких-нибудь метафор и символов, связанных с природой. Но не злоупотребляйте банальными клише:
- Персонажу грустно — идет дождь;
- Все заволокло туманом — главный герой не понимает, что происходит, окружен тайной, так сказать;
- Солнышко выглянуло — значит, главному герою очень хорошо и он, наконец-то, счастлив.
Пробуйте играть с пространством, с метафорами, как это делал Бергман, Тарковский, Триер.
Также, не забывайте, что визуальное изображение -это не просто демонстрация действа, но также может быть вполне интересной метафорой. В тех же самых «Паразитах» очень много визуальных символов: от образных границ между социальными классами в виде перегородок, стен, стекла, до вполне очевидных лестниц — как символ неравенства. В фильме проделана масштабная работа с композицией кадра.
Развитие главного героя. Мы все проходим в жизни через определенные метаморфозы нашей личности. Естественно, в своем произведении вы также должны показать, какой герой в начале пути и к чему он приходит в конце своей истории. Наиболее ярко в этом плане визуально выражен фильм Климова «Иди и смотри». И внешние изменения героя позволяют нам понять и его внутреннюю трагедию.
Следуя этим простым правилам, у вас должен получиться грамотный сценарий с проработанной историей. В заключение хочу сказать, что для написания хорошего сценария нужно — прежде всего, читать много художественной литературы и смотреть фильмы, чтобы подмечать интересные приемы и черпать вдохновение.