Прежде, чем автор сядет за перо, сценарий проходит через необходимые производственные стадии. Вот как осуществляется работа на каждом из этих этапов.
Стартовая позиция
Жизненный цикл проекта начинается с идеи. Идея может прийти в голову кому угодно: продюсеру, режиссёру, автору сценария. Для дальнейшей её разработки важна изначальная ёмкость и определение. Идея проверяется с точки зрения маркетинга, вызовет ли она интерес у аудитории. Если это продукт для массовой аудитории, нужно, чтобы она удовлетворяла её запросам. Существует много способов проверить идею, от совещания с коллегами до опросов и анкетирования.
Идеальный кандидат
Взявшись за идею, продюсер ищет автора сценария, чтобы воплотить её. Как выбрать сценариста? Есть авторы, которые работают только в определённых жанрах. Стоит изучить специфику предыдущих работ конкретного сценариста. Если он интересуется заданной тематикой и уже имеет аналогичный опыт, то и материал, скорее всего, будет качественнее. С автором сценария заключается договор, в котором идея формулируется в виде синопсиса или заявки. В нём же ставятся сроки создания, указывается вознаграждение и зоны ответственности. В среднем для полного метра нужно 4-6 месяцев. Это зависит от сложности проекта, например, сроки может увеличить исследование особенностей заложенной в проекте временной эпохи.
Вопрос цели
После написания сценария проводятся повторные маркетинговые исследования. Проверяется, насколько изменились вкусы зрителей и нужно ли адаптировать под них историю. Подходы к написанию коммерческого и авторского фильма отличаются. Для авторского фильма не нужно проводить исследования и ориентировать продукт на определённый зрительский сегмент. Авторское кино делается чаще всего с целью самовыражения или завоевания наград определённых фестивалей, а не для получения прибыли. Каждый фестиваль имеет свою особенность, отдаёт предпочтение определённой тематике.
Кто стоит у руля
Полнометражный фильм пишет один автор, реже — два. Сериал создаёт группа авторов во главе с хед-райтером. Перед началом написания сценария автор сдаёт развёрнутый синопсис на 5-10 страниц, чтобы продюсер и редактор оценили, как складывающаяся история соответствует заложенной идее. Далее расписывается тритмент или поэпизодный план.
Предварительные материалы
Тритмент — один из видов сценарных материалов. В нём отражается визуальное видение режиссёра. Уже можно представить цвета, интерьеры, образы персонажей. По сути, это развёрнутый синопсис на 20-30 страниц. Пишется он после основного этапа. Иногда вместо тритмента заказывают поэпизодный план.
Поэпизодник — краткое описание всех сцен. В нём указывается заголовок каждой из них, место действия, время суток, даются описательная и диалоговая составляющая сцены и ремарки.
Основной этап
После утверждения пишется первый драфт на протяжении 2-3 месяцев. Литературный сценарий представляет собой полноценную разработку, он строго разбит по сценам и содержит все необходимые элементы. Потом продюсер с редактором анализируют, вносят правки (производственные, художественные). Количество последующих вариантов сценария (драфтов) зависит от профессионализма автора и продюсера и их взаимопонимания. Драфтов может быть и 5, и 10, и 20. Не забывайте про правки. На них тоже нужно закладывать время.
Возможность написания сценария независимо от времени и ресурсов по воле вдохновения и желания доступны немногим счастливчикам. В индустрии зачастую это становится обычным производственным моментом в создании целого кино- или телепроекта в качестве бизнес-продукта. Для начинающих авторов с горящими глазами осознание этого приводит к сложной внутренней дилемме: как сохранить свободу творчества в ограниченных рабочих условиях. Кому-то удаётся найти компромисс, кто-то тушит романтический огонёк и становится ремесленником, а кто-то предпочитает остаться свободным художником, отказываясь от писательства как от основного источника дохода, но продолжая творить по зову сердца. В Киностудии ТвоёКино можно заказать сценарий, который грамотно и интересно поможет донести вашу идею.