Кинематограф Северной Европы

320

Кинематограф Северной Европы

В мире кино Скандинавия славится своими авторскими картинами. Блокбастер «Девушка с татуировкой дракона» скорее исключение из правил. С этим относительно небольшим регионом связаны такие внушительные имена, как Карл Дрейер, Ингмар Бергман, Ларс фон Триер, Аки Каурисмяки. В чём особенности скандинавского кинопроизводства и какое место оно занимает в мире?

Государственная поддержка

Nordisk Film

Скандинавские страны придерживаются социально-экономической модели государства всеобщего благосостояния. Она подразумевает обеспечение равных возможностей всех групп населения. Это касается не только социальных, медицинских, образовательных услуг, но и культурного сектора. С 1945 года американские фильмы занимают от 60% до 70% общей аудитории в кинотеатрах Европы, в том числе и в Скандинавии. Правительства стран понимают, что национальному кино не выжить на маленьком местном рынке без государственной поддержки, ведь это дорогостоящий вид искусства. При таком раскладе существовать могли бы только самые популярные фильмы. Так вот деятельность специально созданных организаций направлена на поддержание разнообразия жанров и видов кино. Ещё в 1917 году в Норвегии основали муниципальную систему общественного кино. Главные же ассоциации поддержки были созданы с образованием институциональной основы кинематографа: в 1963 году в Швеции, в 1972 году в Дании и в 1988 в Норвегии. В 1990 году государствами был основан общий скандинавский Фонд кино и телевидения.

Мировое значение

Скандинавские страны внесли большой вклад в развитие кинематографа в эпоху немого кино

Скандинавские страны внесли большой вклад в развитие кинематографа в эпоху немого кино. Nordisk Film – старейшая в мире действующая киностудия. С 1907 по 1910 год компания выпустила около 560 фильмов длительностью от 5 до 15 минут. Датские фильмы «Белая работорговля», «Бездна», «Летающие дьяволы» имели успех во всем мире и продвинули жанры социальной и эротической мелодрамы. С появлением звукового кино и его развития положение скандинавов в мировом кинематографе изменилось. Главным игроком на рынке стал Голливуд.

Международный прорыв удалось совершить датскому кинематографу в 1988 году. Он проложил дорогу и другим скандинавским режиссёрам, на которых стали обращать внимание.

Кинематограф Северной Европы

Датский режиссёр Габриэль Аксель:
«Пир Бабетты» – «Оскар» (1988 г.), премия BAFTA за лучший иностранный фильм (1989 г.)

Датский режиссёр Билле Аугуст:
«Пелле-завоеватель» – «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (1988 г.), «Оскар» (1989 г.).

Шведский режиссёр Лассе Халльстрём:
«Моя собачья жизнь» – «Золотой глобус» (1987 г.), 2 номинации на «Оскар» (1988 г.)

Экспериментальность

Ларс фон Триер

Вдохновлённые французской новой волной, датские режиссёры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг в манифесте Догма 95 ополчились против тенденций современного кино. В нём отстаивалась необходимость отказаться от технологических достижений во имя правдивости изображения. Авторы настаивали, что нельзя обманывать зрителей ни с помощью искусственного света, ни с помощью отдельно записанного звука или установленных декораций. В этом заключается главное преимущество прославившихся скандинавских режиссёров: они не боятся экспериментировать. Именно авторское кино с его вечным поиском необычных форм и содержаний создаёт альтернативу массовому кинематографу, разбавляет его новыми приёмами и продвигает культурное наследие в целом.

Кинематограф стран Северной Европы

Датский режиссёр Сюзанна Бир:
«Месть» – «Оскар» (2010 г.) за лучший фильм на иностранном языке
«После свадьбы» – номинация на «Оскар»

Датский режиссёр Ларс фон Триер:
«Танцующая в темноте» – «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля (2000 г.), номинация на «Оскар» (2001 г.)
«Догвилль», «Антихрист», «Меланхолия» – номинации на «Золотую пальмовую ветвь»

Финский режиссёр Аки Каурисмяки:
«Огни городской окраины» – «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (2006 г.)
«Человек без прошлого» – гран-при Каннского кинофестиваля (2002 г.), номинация на «Оскар» (2003 г.)
«По ту сторону надежды» – «Серебрянный медведь» Берлинского кинофестиваля (2017 г.)

Отличительные черты

Скандинавские фильмы

Скандинавское кино сильнее всего развилось в русле социально-психологического реализма. Чаще всего оно выдвигает на передний план экзистенциальные вопросы. Визуальная составляющая кадра от его композиции до цветовой гаммы передаёт особенности скандинавского интерьера. Это минимализм, чёткие линии, простые геометрические формы, текстуры натуральных материалов, например камня или дерева. Обилие холодных оттенков становится напоминанием характерно долгой зимы. Несмотря на признание международными фестивалями картин о национальной истории, современные режиссёры не ограничиваются данной тематикой. Они достаточно космополитичны и открыты к сотрудничеству с голливудской кухней. Известнейшие на сегодняшний день режиссёры Дании Ларс фон Триер и Сюзанна Бир тому подтверждение. Именно такие личности выводят кинопроизводство своей страны на международный уровень, укрепляя устоявшееся мнение о сильном авторском видении Скандинавии.

Заказать фильм
в студии ТвоёКино

Похожие записи

Cannes’ Selection 2020

73-й Каннский фестиваль был отменён, но жюри отсмотрели 2067 фильмов и отметили 56 из них официальным знаком Cannes’ Selection 2020.

5 проникновенных военных драм

К 75-летию Победы мы подготовили подборку отечественных и зарубежных кинолент, посвящённых Второй мировой войне.

Сервис обратного звонка RedConnect