Серый кардинал кино: как стать режиссером монтажа

373

режиссер монтажа

Позади несколько недель, а то и месяцев съёмок, записаны сотни дублей видео, часы озвучки и выбрана музыка. Как теперь собрать весь материал в один гармоничный фильм? Ответ на этот вопрос знает режиссер монтажа.

Создание кино – процесс командный, в котором каждый из съёмочной группы отвечает за свою часть работы. Так, чтобы режиссеру и оператору получить хороший кадр порой приходится делать несколько дублей, а одна и та же сцена может записываться несколько дней. И да, сцены в фильме обычно снимаются не по логике написанного сценария – финальные могут создаваться в начале работы над фильмом, а первые – в конце. Поэтому пост-продакшн – это не просто «упаковка» готового продукта, а полноценная, довольно объемная и сложная часть работы над фильмом.

В своей работе над художественным кино монтажер следует замыслу режиссера и собирает фильм согласно прописанному сценарию. В документальном кино у монтажера свободы намного больше. В нем режиссер озвучивает только основную идею, а фильм рождается в моменте пост-продакшна из наиболее удачных и ярких кадров.

Но над каким бы продуктом ни трудился режиссер монтажа, ему важно обладать несколькими качествами.

5 главных качеств режиссера монтажа

5 главных качеств режиссера монтажа

Насмотренность. Это, кстати, хорошая черта для людей всех творческих профессий. Чем больше качественных работ знает человек, тем выше поднимается его профессиональная планка. Плохие фильмы, кстати, смотреть тоже полезно – это помогает учиться на чужих ошибках.

Взгляд художника. Режиссер монтажа работает со смыслами через картинку. Поэтому просто обязан разбираться в живописи – знать на зубок классиков и интересоваться современными художниками. Например, режиссер Дэвид Линч, известный мастерской организацией кадра, увлекается живописью и фотографией. Одна из его фотографий, кстати, была выбрана в 2008 году для афиши Каннского кинофестиваля.

Широкий кругозор. Это вообще полезная штука, а для жизни режиссера монтажа – просто необходимая. Чтобы отвечать современным трендам, режиссер монтажа должен знать последние тенденции в искусстве, дизайне, посещать арт-фестивали и события. “Быть в теме” – его основная задача.

Понимание актерского мастерства. Чтобы понять, какой дубль удался лучше всех и какую эмоцию актера выбрать, режиссер монтажа обязан разбираться в актерской игре.

Музыкальный вкус. Выбор музыкального ряда фильма – также задача режиссера монтажа. Поэтому он должен разбираться в музыкальных жанрах, понимать, как та или иная музыка влияет на настроение и просто иметь хороший музыкальный вкус.

Учиться, учиться и учиться

курсы для режиссера монтажа

Сегодня на режиссера монтажа учат крупные мировые ВУЗы. В России, к примеру, это ВГИК или Московская школа нового кино. Также существуют курсы и для новичков, и для профессионалов, которые хотят совершенствовать свои навыки.

Например, в студии “ТвоеКино” есть онлайн курс “Монтаж-это просто”, который обучает режиссуре монтажа.

А в павильоне “ТвоеКино”мы проводим киночетверги. Каждый крайний четверг месяца мы собираемся в нашем павильоне и смотрим фильм, а после обсуждаем, как он снят, каковы особенности его монтажа и стиль режиссера. Все это развивает вкус и насмотренность. Кстати, прийти на наши киночетверги может любой желающий.

Чтобы анализ фильма стал ещё эффективнее, можно загружать понравившиеся фрагменты в специализированные программы для монтажа и более пристально изучать склейку кадров и звуковое сопровождение. На это нужно будет потратить больше сил и времени, но и эффект не заставит себя долго ждать.

К слову, хороший режиссер монтажа должен знать разные специализированные программы. Внимание стоит обратить на Avid, Adobe Premier и Final cut. Каждая из них по-своему хороша, и для качественной работы важно выбрать ту, которая подойдёт именно вам на все 100%.

И ещё немного полезного – профессиональная литература, которую должен прочитать любой режиссер монтажа:

  • “Азбука кинорежиссуры” Кулешова
  • “Неравнодушная природа” Эйзенштейна
  • “Монтаж. Телевидение, кино, видео” Соколова
  • “Грамматика кинозыка” Арижона
  • “Уроки режиссуры” Тарковского
Заказать фильм
в студии ТвоёКино

Похожие записи

монтаж – это еще один способ диалога со зрителем

Часто то, как соединяются кадры в кино, добавляет в повествование новый, едва уловимый смысл. А все потому что монтаж – это еще один способ диалога со зрителем.

Линейный и нелинейный монтаж

Разновидностей и приемов монтажа множество. Но в этой статье поговорим о двух китах этого ремесла – линейном и нелинейном видеомонтаже.

Сервис обратного звонка RedConnect