Одна из важнейших составляющих фильма – его звук. Без аудиоряда не получится полноценного погружения в мир, изображённый на экране. Каждый наверняка обращал внимание на сказочные переливы в фэнтезийных историях или жуткий скрип ступенек в хоррорах. Воспроизведение подходящего звука – настоящее волшебство, и в этой статье мы расскажем, кто за него отвечает.
Кто такой звукорежиссёр?
Звукорежиссёр – человек, который отвечает за создание звуковых художественных образов в фильме. Он должен обладать техническими знаниями, разбираться в акустике. «Звуковики» нужны в кино, на концертах или в театре.
Я точно это где-то слышал…
Бен Бёртт – возможно, незнакомое для вас имя, но вы наверняка знаете его работы. Именно Бёртт создал звуки в спецэффектах «Звёздных войн», «голос» робота R2-D2 и запоминающееся дыхание Дарта Вейдера. Он также работал над звуками в фильме «Индиана Джонс» и озвучивал робота ВАЛЛ-И в одноимённом мультфильме. На его полке стоят 4 статуэтки Оскар.
Звукорежиссёром в фильме «Малыш на драйве» выступил Эдгар Райт. Он построил всё повествование на основе музыкальных композиций. Саундтрек буквально определял ход событий. Сопутствующие звуки были «вмонтированы» в мелодии заранее. Этот приём стал примером одной из самых оригинальных работ с аудио в кино за последние несколько лет.
Вы точно знакомы с работами Гэри Райдсторма. Он работал над звуком в таких фильмах, как «Терминатор 2: Судный день», «Титаник», «Парк Юрского периода» и «Спасти рядового Райана». Когда будете пересматривать эти фильмы, прислушайтесь – сюда вложен многочасовой труд. А 7 статуэток Оскар из 17 номинаций говорят сами за себя.
Звукорежиссёры TvоёКино
В нашей команде на площадке работают два звукорежиссёра – Сергей Сарач и Евгений Климов. Мы задали им несколько вопросов.
Сергей, как бы ты описал свой рабочий день?
— Мой день зависит от самой съёмки и задачи. Например, бывают записи в студии, интервью, смены со звуком в игровых сценах. Всегда всё по-разному. Самое главное – чётко понимать, что от тебя требуется, и быть готовым технически, знать оборудование. Мне больше нравится снимать игровые сцены, особенно, кино. Именно там бывают очень интересные звуковые задачи, необычные кадры, сложные схемы света. Для звукорежиссёра это всегда вызов, но также и простор для творческих решений.
А какая задача для тебя самая сложная?
— На самом деле, каждая задача по-своему сложная, и нужно подходить к ней с полной ответственностью. Часто на съёмках используют радиосистемы. В зависимости от локаций, везде разный эфир, поэтому на неподготовленной для звукозаписи студии необходимо в начале рабочего дня настроить качественный радиосигнал между передатчиком и приёмником, подготовить удобное для записи место и всегда быть начеку.
Евгений, а в чем состоит твой рабочий день? Что в нём самое сложное?
— Мой рабочий день часто настолько не похож один на другой, что можно подумать, что это совсем разные работы. И это одно из любимых качеств профессии.
Например, во время съёмки рекламы можно умереть со скуки, так как звук там пишут очень мало. Записал реплику и сидишь слушаешь, когда в следующий раз нужно будет влиться в процесс… Порой ждёшь по 10 часов. Это и есть самая сложная часть рабочей смены – ожидание.
И хоть задача везде, по сути, одна – запись чистовой фонограммы, но в зависимости от формата проекта и команды, которая собралась конкретно здесь и сейчас, всегда всё по-разному проходит.
Кто работает со звуком после съёмок
Саунд-дизайнер подключается на этапе постпродакшена. Ему часто приходится режиссировать звуки для определённых задач, монтировать их и сводить. Такой человек отвечает за финальный вариант аудиоряда проекта и ему важно знать не только физику звука, но и программы для его монтажа и сведения. Незаменимая профессия в современном кинематографе. Студии вкладывают больше деньги в звуковой дизайн, особенно если в фильмах много спецэффектов – без качественного аудио в них никто не поверит.
Саунд-дизайнер в TvоёКино
В нашей команде есть и саунд-дизайнер — Илья Оверченко.
Илья, почему ты любишь свою профессию? Какие задачи вызывают самый большой интерес?
— Это целый мир, в котором нет границ. В зависимости от материала и задач подход может различаться. Самое сложное и в то же время интересное – найти нужную фактуру. Не может огромный космический корабль звучать как трактор. И 99% звуковых эффектов, которые мы видим в кино – это не один звук. Иногда даже самый простой состоит, например, из 15 разных. Часто можно найти и записать большинство фактур у себя дома.
К примеру, нужно озвучить сцену, где дождь, гром, а на дворе зима, на улице не запишешь. Брать из библиотек можно, но это не так интересно. Многим авторам важно, чтобы звуки были уникальными. И что делать в таком случае? Правильно, использовать то, что есть дома под рукой.
Записываем фольгу (трясём её, комкаем, рвём), выбираем самые удачные дубли, миксуем. После — обрабатываем и получаем гром. А дождь создаём по классике – жарим бекон. Можно сгенерировать, но это сложнее и дольше, а времени обычно особо нет.
А что тебя вдохновляет в работе?
— Мне очень нравится экспериментировать, искать разные фактуры, сочетать абсолютно несовместимые, на первый взгляд, предметы, чтобы получить нужный звук. Это приводит меня в какой-то детский восторг. Когда видео и звук начинают работать вместе – это кайф, картинка оживает.
Надеемся, вы после прочтения этой статьи станете больше прислушиваться к звуковому сопровождению фильмов. А если хотите сами оказаться на съёмочной площадке, стать героем собственной ленты, звоните в ТvоёКино:
+7 499 348-23-60