Дети в кино/рекламе/видео- оружие массового поражения. Но чтобы направить его в нужное вам русло, необходимо научиться с ним обращаться, а это довольно сложный предмет изучения. «ТвоеКино» имеет такой опыт работы, и мы готовы рассказать вам, как провести съемки с детьми без травм, ошибок и с наилучшим результатом.
Дети — это милые личики, большие глаза и искренние эмоции. За детей всегда переживают больше, если хоррор — то с ними он страшнее, если мелодрама — душещипательнее, если комедия — умилительнее. В общем, это просто «востократувеличитель» любой эмоции.
Дети — это шум съемочной на площадке, необоснованная смена настроений, неожиданный сон, несвоевременно подхваченная простуда, нежелание следовать правилам, зато желание поиграть, узнать, как работает камера, а что это за «зелёный фон» и «когда можно к маме». Как же задействовать все плюсы и минимизировать риск минусов?
Война — войной, а обед по расписанию
Только что разбуженный/ голодный/сонный ребенок — провал на съемках. Дети искренни в своих эмоциях, поэтому нужно учитывать их расписание. Съемки не должны разрывать график маленького актера и его обычный жизненный темп, в который входит пункт “поиграть”.
Иногда приходится приглашать аниматоров, чтобы дать передохнуть малышу, сохранить его хорошее настроение, и в то же время обезопасить съемочную площадку от незадействованного в эпизоде маленького торнадо. Времена, когда детям безбожно давали стимуляторы и сильное снотворное, к счастью, прошли.
Питание должно быть регулярным и качественным, но и про сладости забывать нельзя.
Все средства — хороши
Объяснить ребенку, что нужно делать, не всегда просто, особенно если он совсем маленький, поэтому приходится идти на безобидные хитрости. А именно:
Мама. Регулировать взаимодействие с ней. Если при маме ребенок более послушный и спокойный — оставлять ее на съемочной площадке, объяснять что-то через нее. Если же при ней малыш раскисает, капризничает, или мама закидывает профессионалов советами, как лучше снимать ее чадо, нужно прятать этого сопровождающего для всеобщего спокойствия. Не просто прятать, конечно, с кружкой какао, например.
Чужие. Дяди и тети, помещение, приспособления, техника. Маленького актера лучше привести в место съемок заранее, чтобы он смог познакомиться со всей обстановкой, по возможности, показать, как работает техника, и что это не страшно и не больно, а все взрослые — добрые и приветливые.
Общение. Здесь сложно, все индивидуально. Однако есть непреложное правило: беседовать с детьми на уровне. А именно, на уровне их глаз, и, если необходимо, нужно присесть на стул/на корточки. Кроме того, разговаривать нужно на равных, тем самым передавая ответственность ребенку, внушая, что съемки — это весело, здорово, но и серьезно.
Сюсюкать и тем самым рассеивать рабочую атмосферу на съемках с детьми исключено. Безусловно, нельзя заставлять и командовать (это провоцирует обратную реакцию), нужно быть добрым, понимающим, спокойным. Объяснять не командирским тоном, но твердо, чтобы ребенок понимал, что это все-таки работа. Но и не забывать рассказывать о том, что после съемки эпизода можно будет поиграть/сбегать к маме/съесть зефирку.
Техника. Объяснить, дать потрогать, показать, как работает — на это всегда не хочется тратить время, но спросить ребенка перед работой, интересно ли ему познакомиться с техникой, надо. Это может облегчить съемки с детьми: во время записи малыш не должен отвлекаться на движущиеся “штуки”, пугаться камеры и хотеть потрогать хлопушку.
Действия. Как получить нужный вам результат? Например, ребенок должен смотреть в определенное место, но отвлекается. Для взрослых на нужную точку клеят кусочек цветного картона, для детей это не всегда работает. Упростить задачу можно, нарисовав на картоне рожицу или распечатав красивую картинку. Одним словом, нужно говорить с детьми на их языке, а их язык прежде всего — игра, так они познают мир.
Если ребенок не справляется с какой-то задачей — занять его место. Сесть на его стул и сделать то, что он должен сделать. Не помогает с первого раза — повторить.
Объяснять по-человечески, потому что ребенок — в первую очередь человек, а не милая игрушечка. Дети понимают многое, нужно им доверять.
Реплики. Должны быть короткими и естественными для возраста. Не надо сюсюкать с семилетками и употреблять сложные слова с малышом четырех лет.
Ужасы. Чтобы снять ребенка в хорроре, напряженной социальной рекламе или жестоком детективе, не нужно пугать его, показывать страшные моменты или провоцировать на слезы. Все это делается в форме игры, ребенок даже не понимает, что происходит что-то жуткое, все спецэффекты и музыка накладываются после, так многие дети узнают, что они снимались в ужастике уже в более взрослом возрасте.
Советы для любителей и родителей
Не только профессионалы занимаются съемками с детьми, иногда хочется записать красивое видео дома или запечатлеть школьные мероприятия.
Ракурс. Снимать детей нужно на уровне их глаз или плеч. Не рекомендуем снимать слишком близко, дети — существа подвижные. Нужно избегать тряски (штатив/крепкие руки в помощь), и не забывать, что больше всего камера любит свет.
Утренники. Лучше иметь две камеры: одну установить на штатив, другой захватывать крупные и средние планы, панорамы. Заранее снять декорации, наряженных детей, учителей/воспитателей, чтобы при монтаже перебивать бракованные кадры. Подробнее смотрите здесь.
Домашние съемки. Попробуйте все источники освещения в комнате, выберите лучший для вашей камеры/гаджета. Если малыш занят чем-то интересным — ловите момент, но если вы снимаете какую-то будничную ситуацию, то 10-20 секунд будет вполне достаточно, конечно, если это не стих/песня/спектакль.
Итак, мы учли главные моменты в съемках с детьми, но не пугайтесь, обычно такие гости на съемочной площадке — это радость, больше смеха, больше легкости и импровизации. Поэтому учитывайте советы от “ТвоеКино” и делайте красивое и качественное видео с детьми.