По статистике «Яндекса» 3013 человек в месяц заняты поисками гениальной идеи, однако копаться надо не в интернете. Есть верный способ достать из встроенного при рождении в тело компьютера лучшие идеи.
Мозговой штурм
Это как на войне, только с мозгами. И, как на войне, здесь приветствуются творчество, необычные комбинации и совместная генерация идей. Причем, используя принцип создателя данного метода (Алекса Осборна, одного из основателей рекламного агентства ВВDО): чем больше идей, тем больше вероятность встретить среди них хорошую.
Этапы брейнсторма
1. Соберите команду
Статистика говорит, что лучшая команда состоит из 5-8 участников, однако эксперименты с количеством не возбраняются. Модератор должен быть известен заранее, это надежный проверенный человек, который умело справляется с конфликтами, заполняет паузы, направляет всю команду и не “гасит” участников.
Лайфхак: пригласите на мозговой штурм “теплого” клиента.
2. Четко поставьте цели
Определите сферу (скидочная система, реклама акции или изменение корпоративной политики, улучшение механизма) и аудиторию, но не ставьте рамки по степени эффективности идей, иногда не очевидные ходы — самые действенные.
Лайфхак: Дайте участникам возможность поделиться своими мыслями после штурма, возможно, лично с модератором, нередко сотрудники боятся осуждения.
3. Соберите обратную связь с целевой аудитории
Желания, проблемы и возражения вашей аудитории бесценны, именно они могут явиться импульсом для лучшей идеи, не говоря о том, что учитывать их — святая обязанность компании.
Лайфхак: Создайте файл для каждого участника с главными позициями предварительных исследований, или выведите на экран для всеобщего обозрения.
4. Не игнорируйте разминку
Как мышцы перед занятием спорта, так и мозг перед «брейнстормом» стоит разогреть.
Лайфхак: Используйте игру в ассоциации, ребусы или викторины, не связанные с вашей работой. Так вы создадите непринужденную атмосферу, а мозг отвлечется на игру, перенеся главные мысли на более глубокий уровень осмысления. Когда они снова всплывут, будут уже более подготовленными.
5. Генерируйте идеи
Записывайте все идеи на доске, паузы используйте для повторения, наводящих вопросов.
Примеряйте на себя роли представителей ЦА.
Не ограничивайте время штурма. Для встречи можно выделить полтора-два часа, но лучше продолжать обсуждение в общем чате: когда мозг «раскачался», приходят самые креативные мысли.
Лайфхак: во время мозгового штурма сотрите привычные статусы, здесь нет начальников и подчиненных.
6. Берите в расчет все идеи
Самые странные и неподходящие на первый взгляд мысли могут быть разработаны до неожиданно эффективных, поэтому кладите в копилку все: время собирать камни.
Лайфхак: исключите критику из данного мероприятия.
7. Отберите идеи
Есть классическая схема для отбора. Определяете необходимые пункты и конкретизируете их: бюджет, уровень этичности, время реализации, степень риска, человеческие ресурсы, потенциальная отдача, плюс важные для вашей цели критерии.
Лайфхак: устройте анонимное голосование за идеи среди работников, не принимавших участие в мозговом штурме.
Способы генерации идей
Прямые способы
Направленные на предмет мозгового штурма:
1. От противного
Запретный плод сладок, вот именно поэтому работать с ним полезно. Список того, что нельзя/неприемлемо/непривычно/нелогично делать с вашей рекламой/продуктом/услугой/компанией спровоцирует новые идеи, а возможно, простимулирует мозг придумать, как это “невозможное” и “неподходящее” креативно реализовать.
2. Контрольные вопросы
Список банальных на первый взгляд, но отрезвляющих вопросов нередко работает, как креативный катализатор. Вот он: а) Какие ассоциации вызывает данный процесс/вопрос/предмет? б) Возможно ли изменить цвет/форму/вес/размер и на какие? в) Что можно увеличить/продлить и наоборот? г) Что можно поменять местами (части/компоненты/сотрудников/этапы работы)? д) Не изменить ли расписание на более продуктивное? Каким образом? е) Какой результат будет, если сделать наоборот? ж) Что получится, если совместить данные услуги/части/этапы?
3. Ассоциации
Нарежьте 100–200 полосок бумаги и на каждой напишите ассоциацию с предметом брейнсторма. Положите в шляпу/банку/коробу и доставайте по две-три случайные, а потом подумайте, как их объединить. Если поначалу сложно, используйте “Связывающий алгоритм Кровица”, вставляя между двумя ассоциациями 42 слова-связки по очереди. Вот они:
об |
у |
для |
чье |
вокруг |
к |
поперек |
из-за |
от |
из |
до тех пор |
под |
после |
перед |
если |
на |
так |
сверху |
против |
между |
в |
напротив |
затем |
когда |
среди |
на |
рядом |
или |
хотя |
где |
и |
чем |
не |
снаружи |
сквозь |
пока |
как |
снизу |
теперь |
через |
до |
с |
4. Гениальный метод
Делайте художественные наброски к проекту. Даже если рисуете, как сами-знаете-кто лапой. А еще лучше смените руку на непривычную и вперед рисовать. Или с закрытыми глазами. Возьмите бумаги, плесните краски и попробуйте разгадать, что это. Кажется странным? Но это проверенный метод Леонардо Да Винчи, он так будоражил свой мозг, который потом выдавал сами-знаете-какие идеи.
Косвенные способы
Направленные на стимуляцию воображения:
1. Сыграйте роль
Перевоплотиться в представителя своей ЦА это одно, а вот представить себя стариком или написать себе письмо от себя восьмилетнего — задача посложнее. И пусть это неочевидный метод, который не предоставит сразу же готовую идею, он изрядно прокачает воображение.
2. Вдохновляйтесь природой
Для прикладного мозгового штурма, изобретения или совершенствования механизмов, а также работы коллектива, посмотрите, как взаимодействуют молекулы, как “работает” фотосинтез, ознакомьтесь со способом построения сот пчелами. Говорят, инсайты обеспечены.
3. Гуляйте каждый день
Без цели и не менее 20 минут. В одиночестве, потому что именно тогда вибрации мозга настраиваются на вибрации шага и случаются чудеса. Наблюдайте детали, на которые обычно не обращаете внимания. Если совсем скучно, можно порисовать воображением на домах и даже людях. Так идет ежедневное накопление образов, из которых может родиться что-то оригинальное.
4. Крадите идеи
Книга Остина Клеона “Кради как художник” произвела фурор и официально разрешила красть ради творчества. Коллекционировать чужие рабочие идеи и даже пытаться применить их на собственном примере — не грех, потому что точно также все равно не получится, а опыт будет колоссальный, к тому же, нередко и положительный. Собирать картинки, вырезки из журналов, открытки, афоризмы, фото, звуки, образы… Это не просто хобби, и тем более не пустая трата времени, а бесплатный стимулятор воображения.