Серый кардинал кино: как стать режиссером монтажа

монтаж режиссура 6798

Позади несколько недель, а то и месяцев съёмок, записаны сотни дублей видео, часы озвучки и выбрана музыка. Как теперь собрать весь материал в один гармоничный фильм? Ответ на этот вопрос знает режиссер монтажа.

Создание кино – процесс командный, в котором каждый из съёмочной группы отвечает за свою часть работы. Так, чтобы режиссеру и оператору получить хороший кадр порой приходится делать несколько дублей, а одна и та же сцена может записываться несколько дней. И да, сцены в фильме обычно снимаются не по логике написанного сценария – финальные могут создаваться в начале работы над фильмом, а первые – в конце. Поэтому пост-продакшн – это не просто «упаковка» готового продукта, а полноценная, довольно объемная и сложная часть работы над фильмом.

В своей работе над художественным кино монтажер следует замыслу режиссера и собирает фильм согласно прописанному сценарию. В документальном кино у монтажера свободы намного больше. В нем режиссер озвучивает только основную идею, а фильм рождается в моменте пост-продакшна из наиболее удачных и ярких кадров.

Но над каким бы продуктом ни трудился режиссер монтажа, ему важно обладать несколькими качествами.

5 главных качеств режиссера монтажа

Насмотренность. Это, кстати, хорошая черта для людей всех творческих профессий. Чем больше качественных работ знает человек, тем выше поднимается его профессиональная планка. Плохие фильмы, кстати, смотреть тоже полезно – это помогает учиться на чужих ошибках.

Взгляд художника. Режиссер монтажа работает со смыслами через картинку. Поэтому просто обязан разбираться в живописи — знать на зубок классиков и интересоваться современными художниками. Например, режиссер Дэвид Линч, известный мастерской организацией кадра, увлекается живописью и фотографией. Одна из его фотографий, кстати, была выбрана в 2008 году для афиши Каннского кинофестиваля.

Широкий кругозор. Это вообще полезная штука, а для жизни режиссера монтажа – просто необходимая. Чтобы отвечать современным трендам, режиссер монтажа должен знать последние тенденции в искусстве, дизайне, посещать арт-фестивали и события. «Быть в теме» — его основная задача.

Понимание актерского мастерства. Чтобы понять, какой дубль удался лучше всех и какую эмоцию актера выбрать, режиссер монтажа обязан разбираться в актерской игре.

Музыкальный вкус. Выбор музыкального ряда фильма – также задача режиссера монтажа. Поэтому он должен разбираться в музыкальных жанрах, понимать, как та или иная музыка влияет на настроение и просто иметь хороший музыкальный вкус.

Учиться, учиться и учиться

Сегодня на режиссера монтажа учат крупные мировые ВУЗы. В России, к примеру, это ВГИК или Московская школа нового кино. Также существуют курсы и для новичков, и для профессионалов, которые хотят совершенствовать свои навыки.

Например, в студии «ТвоеКино» есть онлайн курс “Монтаж-это просто”, который обучает режиссуре монтажа.

А в павильоне “ТвоеКино”мы проводим киночетверги. Каждый крайний четверг месяца мы собираемся в нашем павильоне и смотрим фильм, а после обсуждаем, как он снят, каковы особенности его монтажа и стиль режиссера. Все это развивает вкус и насмотренность. Кстати, прийти на наши киночетверги может любой желающий.

Чтобы анализ фильма стал ещё эффективнее, можно загружать понравившиеся фрагменты в специализированные программы для монтажа и более пристально изучать склейку кадров и звуковое сопровождение. На это нужно будет потратить больше сил и времени, но и эффект не заставит себя долго ждать.

К слову, хороший режиссер монтажа должен знать разные специализированные программы. Внимание стоит обратить на Avid, Adobe Premier и Final cut. Каждая из них по-своему хороша, и для качественной работы важно выбрать ту, которая подойдёт именно вам на все 100%.

И ещё немного полезного – профессиональная литература, которую должен прочитать любой режиссер монтажа:

  • «Азбука кинорежиссуры» Кулешова
  • «Неравнодушная природа» Эйзенштейна
  • «Монтаж. Телевидение, кино, видео» Соколова
  • «Грамматика кинозыка» Арижона
  • «Уроки режиссуры» Тарковского

Рассчитать стоимость

Оставьте запрос на расчет вашего фильма. Это бесплатно.




    Какнал на Youtube семейные фильмы

    Канал на Youtube реклама и коммерческие ролики

    1. 1

      Разберём и оцифруем ваши архивы, проконсультируем как самостоятельно снять видеопоздравление

    2. 2

      Для идеального результата внесем неограниченное количество правок

    3. 3

      Собственная киностудия с декорациями в Москве

    4. 4

      Бесплатные выезды курьера на протяжении всего времени работы

    5. 5

      Бесплатное и бессрочное хранение фильма – он точно не потеряется

    6. 6

      Подарочная упаковка фильма ручной работы в подарок

    Нас часто спрашивают

    • Какие дополнительные аксессуары (зеркала, диффузоры) помогут улучшить освещение?

      Дополнительные аксессуары для улучшения освещения:

      1. Софтбоксы — смягчат свет.
      2. Отражатели — заполнят тени отражением основного света.
      3. Диффузоры — рассеют свет.
      4. Флаги — дадут контроль над нежелательными бликами.

      5. Стойки и крепления для света — обеспечат вариативность расположения источников света.

    • Как использовать доступные источники света для создания профессионального эффекта?

      Для создания профессионального эффекта с портативными источниками света:

      1. Используйте мягкий свет через рассеиватели.
      2. Применяйте три точки освещения: ключевой, заполняющий и контровой.
      3. Подбирайте цветовую температуру в зависимости от сцены.
      4. Экспериментируйте с углами освещения для глубины и объема.
      5. Регулируйте интенсивность света для контроля контраста.
      6. Тестируйте освещение перед съемкой для достижения желаемого результата.
    • Какие ошибки при установке света могут негативно повлиять на качество видео?

      Ошибки при установке света: неправильный баланс белого, пересвет, резкие тени на лице, недостаточное освещение, несоответствие цветовой температуры на источниках, отсутствие заполняющего света, неправильное расположение контрового света.

    • Как правильно организовать освещение для съёмки на небольшом пространстве?

      Для организации освещения при видеосъёмке на небольшом пространстве важно:

      1. Использовать мягкий свет через софтбоксы или рассеиватели, на портативных источниках света они часто встроенные.
      2. Применять схему трёх точек освещения: ключевой свет спереди (но не напротив объекта съёмки), заполняющий сбоку и контровой сзади.
      3. Использовать отражатели, чтобы смягчить тени.
      4. Подсвечивать фон, чтобы создать глубину кадра.
      5. Настроить баланс белого для всех источников света.
      6. Проводить тестовые съёмки перед основным процессом.
    • Какие типы света лучше всего использовать для съёмок в домашних условиях?

      Для съёмки дома проще и лучше всего использовать небольшие портативные источники света. Чаще всего достаточно светодиодной лампы или одной лед панели.

    • Как организуется взаимодействие между съемочной группой и актерами?

      В любительском кино первичен клиент и кино не должно быть мучительной работой в течение 12-ти часов под софитами. Наша цель — сделать кино доступным каждому, а главной задачей является — снять профессиональное кино в развлекательном формате, чтобы наш клиент полюбил кино, а не возненавидел его. Так что, любой член команды подстраивается под задачи и возможности актёра. С актёрами напрямую работает продюсер, визажисты, художники и режиссёр. Мы заранее обсуждаем с клиентом, что его ждёт, чего не хотелось бы делать и как сделать пребывание на съёмочной площадке максимально комфортным.

      Данный блок после внедрения и добавления контента сразу же необходимо разметить

    • Какие особенности работы съемочной команды при создании фильмов разных жанров?

      Для нас важно даже в любительском кино соблюдать жанровость, поэтому для каждого жанра, стиля и направления (будь то триллер или комедия)  у нас есть выделенная команда.

    • Какие дополнительные специалисты могут быть привлечены для сложных сцен (например, каскадеры или специалисты по спецэффектам)?

      Мы можем привлечь всё что угодно и кого угодно, если стоит такая задача. Это могут быть животные, актёры, каскадёры, любые специалисты индустрии и даже известные личности.

    • Какие этапы подготовки проходят до начала съемок?

      Изучение истории человека, для кого делаем фильм, выбор концепций и после этого мы пишем сценарий. После утверждённого сценария назначается съёмочный день.

    • Как распределяются обязанности между участниками съемочной группы?

      Мы обсуждаем с клиентами пожелания. Как правило уже известно, кто-кого хотел бы сыграть, а если нет, то мы ориентируемся на типаж, образ и способности героя. Непременно обсуждаем с клиентом каждую роль и прописываем действия и диалоги наиболее подходящие и комфортные для конкретного человека.

    • Какие психологические аспекты важно учитывать при работе с детьми в кино?

      Возрастные особенности развития: дети младшего возраста быстрее устают, их внимание нестабильно, поэтому сцены с ними нужно снимать короткими дублями и в первую очередь.
      Эмоциональность: дети выражают эмоции более спонтанно, но не всегда могут воспроизвести нужное чувство по требованию.
      Понимание текста и задачи: важно объяснять роль простыми словами, соотнося с уровнем понимания ребёнка.
      Чувство безопасности: Дети должны чувствовать себя в безопасности на съёмочной площадке, важно создать доброжелательную атмосферу, где ребёнок не боится ошибиться.
      Игровая мотивация: Дети лучше вовлекаются через игру. Режиссёр может «играть в кино» вместе с ребёнком, вместо того чтобы строго указывать.

      В нашей команде работают режиссёры и операторы, которые имеют большой опыт работы с детьми.

    • Как подготовить ребенка к съемкам в кино и помочь ему освоиться на площадке?

      Для начала, ребёнок сам должен хотеть сниматься в кино. После чего важно подготовить юного актёра, рассказать о съёмочном процессе. Перед съёмкой ребёнка стоит ознакомить с темой и сценарием, почитать и поучить с ним его роль, обсудить его образ героя.

      В рамках трёхчасовой программы со съёмками в кино для детей, мы проводим интерактивный инструктаж о кинопроизводстве, который проходит на нашей киностудии, в уютном кинозале. Такой интерактив интересен не только для детей, но и для родителей.

    Киностудия ТvоёКино
    м. Павелецкая, Павелецкая набережная 2, с1, подъезд 1, 2й этаж. г. Москва
    +7 (499) 113-57-91 +7 (499) 113-10-95 hello+1232866@tvoiekino.ru pavilion@tvoiekino.ru kurs@tvoiekino.ru