Думаете, съемочный процесс — это только удовольствие? Возможно, когда все ведут себя, как на приеме у английской королевы, сохраняя атмосферу качественного рок-концерта. Как это совместить? «ТвоеКино» собрали свод правил.
1. Каждому — свое
Актер не должен разбираться в декорациях, а художник по костюмам — в операторском искусстве. Избавьте друг друга от «дружеских» советов, «полезной» критики и своего «художественного» видения. Если вы работаете в команде — доверяйте друг другу и занимайтесь исключительно своим делом.
2. Убейте в себе Станиславского
Актер должен быть актером и ни в коем случае не лезть в режиссерские сани и прерывать дубль, даже если маленький Станиславский внутри него кричит: «Не верю!» — о собственной игре. То есть нельзя останавливаться по своему хотению, можно лишь по режиссерскому велению. Потому что закомплексованностью и излишней самокритикой можно испортить замысел главного на площадке. Впрочем, если вы — Джонни Депп, то можно все!
3. Забудьте слово «снято», если вы не режиссер
А если вы — режиссер, не делите это слово ни с кем, отныне оно запрещено на съемочной площадке. Однако, этим грешат лишь операторы, но прошли те времена, когда кадр был виден только камерамену, и вездесущий монитор доступен и режиссеру, который должен получить запланированный результат.
Исключение: Останавливать съемку имеет право каждый! Когда видит, что участникам съемки грозит опасность. Это можно сделать и не употребляя слово “снято”, оставив его режиссеру. «Осторожно», «внимание», «опасность» или просто кричать, тыча пальцем, — подойдет.
4. Придержите в себе эксперта
Хотя бы до конца дубля. Если сильно хочется прокомментировать, высказать точку зрения или восхититься, дождитесь режиссерского «снято». И помните: выражать мысли нужно в пределах своей компетенции.
Исключение: Несмотря на табу, волшебное право говорить во время съемки имеет звукооператор. Если он понимает, что аудиодорожка схватила непоправимый шум, то поставить в известность режиссера — его святая обязанность.
5. Давайте в такт
Слышали про такого волшебного человека, имя которому скрипт-супервайзер? И да, он супер: следит за монтажностью отснятых дублей, и за тем, чтобы на постпродакшне собралась целостная картинка; следит за соответствием действия и реплик сценарию; следит за тем, чтобы были отсняты все запланированные кадры.
Именно потому, что он супер, ему бывает сложно удержаться от громких высказываний, указаний на ошибки и критики. Но это необходимо. Если вы занимаете такой пост в проекте, помните: съемочная группа оценит шепот, такт и понимание.
6. В чужой монастырь со своими правилами не ходят
Помните, кто правила в съемочном «монастыре» устанавливает? Правильно, режиссеры. Поэтому становясь частью команды необходимо улавливать здешнюю атмосферу. Прошлая работа над комедией оставила приятный привкус дружеских подшучиваний в команде? Драма или артхаус, возможно, потребуют другого настроения.
Лайфхак: Если не можете поймать атмосферу в данной съемочной группе, то единственный человек, с кем вам лучше общаться — ваш ассистент. И главное — только по делу.
Вот и все заповеди, да помогут они вам в профессиональном пути!